«24 часа Ле-Мана» 2018 года: список участников. Леман гонка


Кружим вокруг чемпионов гонки «24 часа Ле-Мана» — ДРАЙВ

Константин Болотов, 14 марта 2014. Фото Драйва, Stefan Baldauf / Robert Kah, ACO

Экспозиции лемановских героев в комплексе Palexpo отрядили зал площадью 1800 квадратных метров. Для двадцати экспонатов из музеев и частных коллекций места оказалось вполне достаточно.

Женевское мотор-шоу и гонка «24 часа Ле-Мана» могут считаться ровесниками. Первый автосалон состоялся в 1905 году, а соревнования, пусть пока и без официального статуса, начались в 1906-м. Нынешние европейские автосмотрины 6–16 марта уже восемьдесят четвёртые по счёту. Ближайшие суточные автобдения в Ле-Мане пройдут 14–15 июня в восемьдесят второй раз.

Не каждый сталкивался с фактом, что надо различать Le Mans и Leman. Первое — это французский город Ле-Ман, второе — Женевское озеро (на фото). Гонку с выставкой роднит и такая деталь.

Неудивительно, что организаторы обоих мероприятий относятся друг к другу с большим уважением и охотно сотрудничают. В этом году устраивающий гонку Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l’Ouest — ACO) проводит в Женеве специальную выставку Les 24 Heures du Mans. И хотя приурочить показ было вроде не к чему (ни юбилея, ни чего-то другого не случилось), повод всё же нашёлся.

Это самый древний экспонат. Он отсылает нас на 90 лет назад, когда состоялась первая суточная гонка на выносливость. Было это 26-27 мая 1923 года. Раньше всех к финишу тогда пришли Андре Лагаш и Рене Леонар, управлявшие автомобилем Chenard & Walcker Sport с номером девять на кузове. И машина, и гонщики были французского происхождения. Достоверных данных о Шенар-Валькере немного: задний привод, трёхлитровый мотор мощностью 98 л.с., четыре цилиндра, восемь клапанов, четырёхступенчатая «механика». Говорят, средняя скорость в Ле-Мане составила 92 км/ч, максимальная — 150.

В 2012 году Национальное географическое общество провело исследование и выяснило, что «24 часа Ле-Мана» — одно из главнейших спортивных событий на планете, которое даже поважней, чем Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Можно и поспорить, но нужно признать: круглосуточное состязание на трассе протяжённостью 13,6 км на глазах 250 тысяч зрителей — легенда, миф и по-прежнему тяжелейшее испытание автомобильных технологий.

Есть на выставке ещё один Шенар-Валькер — Chenard & Walcker Tank, гонявшийся в Ле-Мане в 1925 году и привёзший создателям лишь десятое место. Зато «танк» заработал награду Index Of Performance как самый производительный в классе: литровая «четвёрка» разгоняла машинку до 152 км/ч.

Вообще говоря, на месте Шенар-Валькера в Женеве должен был стоять другой «танк» — Bugatti Type 57G Tank (на фото), пришедший первым в Ле-Мане 1937 года. Тогда он установил новый рекорд средней скорости (137 км/ч). Но, видимо, с Бугатти что-то не срослось (исторические экземпляры постоянно путешествуют по миру), и организаторы выставили вместо лидера симпатичного неумёху.

Ле-Ман — это бой, который мечтает выиграть каждый машиностроитель. К тому же в этом году на гонки категории LMP1 возвращается команда Porsche, вооружённая новейшим гибридным болидом с индексом 919, а значит, нынче соперничающим Audi и Тойоте придётся несладко. Всё, перечисленное выше, и есть повод для выставки двадцати лемановских машин, построенных за период с 1923 года до наших дней.

Спорткар Bentley Speed Six — двукратный чемпион Ле-Мана: он побеждал в суточном марафоне в 1929 и в 1930 годах. Спасибо мотору объёмом 6500 «кубиков», развивавшему от 144 до 197 л.с.

Трогать руками бесценные экспонаты на выставке нельзя. Разрешается касаться лишь айпэдов, прикреплённых у каждой машины и дающих о ней краткую информацию. Всё остальное рассчитано на глаза и слух, для которых предлагается и фильм-хроника об истории гонки в Ле-Мане. Кино воспроизводится проекторами на экранах позади некоторых автомобилей, создавая атмосферу, но его мало кто смотрит подолгу. Вместо кинокартины в Женеве есть чему посвятить драгоценные время и силы...

На «24 часах» в 1931, 1932, 1933 и 1934 годах был один победитель — Alfa Romeo 8C 2300 Le Mans type.

В названии Альфы 8C 2300, одного из самых успешных автомобилей в мировом автоспорте, заложены восемь цилиндров и 2336 «кубиков». Максималка — 200 км/ч. В ходе блестящей карьеры менялись габариты модели, росли мощности двигателей (от 140 до 180 л.с.) и их объёмы (до 3,2 л). Всего было построено лишь 188 экземпляров лемановской модели. Один из них в 2009-м ушёл с аукциона за $4 180 000. Это не так уж дорого, поверьте.

В 1949 году в суточной гонке впервые побеждает «конюшня» Ferrari. В этой истории есть любопытный факт. Болид Ferrari 166 MM должны были вести по трассе известный итало-американский спортсмен Луиджи Кинетти и некий шотландский барон Селсдон (он же лорд Питер Митчелл-Томас). Так вот, барон провёл за рулём всего лишь 20 минут, оставив 23 с лишним часа трудиться Кинетти. Это не помешало Селсдону сделаться официальным штурманом и войти в энциклопедии как победитель Ле-Мана. После той гонки Митчелл-Томас выкупил Ferrari 166 MM на память.

Хвостатый D-type дебютировал в Ле-Мане в 1954 году, но пришёл вторым, отстав от лидировавшей Ferrari 375 Plus на целый круг. Причиной тому стали проблемы с топливными фильтрами, для решения которых потребовались дополнительные пит-стопы. Не будь их, Ягуар наверняка пришёл бы первым, ведь он показал максимальную скорость 278 км/ч против 257 км/ч у более мощной Ferrari. Сильно помогла ягуаровская аэродинамика. Вскоре Jaguar D-Type отыгрался — в 1955, 1956 и 1957 годах он порвал в Ле-Мане всех.

Ferrari 250 Testa Rossa (или просто Ferrari TR), выпущенная тиражом 34 экземпляра, доминировала на лемановской трассе в 1958, 1960 и 1961 годах.

Модель 250 TR считается вторым по ценности автомобилем за всю историю «конюшни» из Маранелло. Совсем недавно, в феврале, неотреставрированный экземпляр Ferrari 250 Testa Rossa образца 1957 года некий господин выкупил на британском аукционе за $39,8 миллиона. Выходит, что другой богатей, отдавший в 2011-м за аналогичный экземпляр $16,4 млн, отлично инвестировал свои средства. Дороже Ferrari TR ценится только легендарная Ferrari 250 GTO. В 2012 году этот автомобиль, построенный в 1963-м, ушёл с молотка за $37,3 миллиона. А в октябре 2013-го — уже за $52 млн. Похоже, новых мировых рекордов аукционной цены на раритетные Феррари долго ждать не придётся. Охотников за «красной головой» (так можно перевести Testa Rossa с итальянского) в нашем мире хватает.

Ford GT40 изначально разрабатывался в Великобритании и США для Ле-Мана как соперник Ferrari, которая на тот момент выиграла суточную гонку шесть раз подряд (с 1960 по 1965 год). И Ford GT40 оправдал ожидания — стал четырёхкратным триумфатором: в 1966 году победило второе поколение (на фото), в 1967-м — четвёртое, а в 1968 и 1969 годах — первое. Бывало и такое! Ещё одна занятная деталь: в 1966-м на гонке лично присутствовал внук Генри Форда (Henry Ford II), то есть тогда в Ле-Мане можно было встретить два «вторых» Форда — Генри и GT40.

Как справедливо замечают энциклопедии, Porsche 917 — один из знаковых гоночных автомобилей всех времён. Рассказывать о нём можно бесконечно, поэтому ограничимся парой фактов. Модель была построена с чистого листа в угоду новым ограничениям регуляторов по объёму моторов. Премьера «девятьсот семнадцатого» состоялась 12 марта 1969 года здесь, на Женевском автошоу. Тогдашняя цена машины равнялась стоимости десяти «девятьсот одиннадцатых». Она чуть не разорила Porsche, но первые победы в абсолюте «24 часов Ле-Мана» в 1970 и 1971 годах того стоили. Мы, кстати, знакомили вас с одним из гонщиков, который привёл «девятьсот семнадцатый» к первой победе, Ричардом Этвудом.

Болид Matra-Simca MS670 напоминает о благословенных временах, когда на спорткарах рекламировались сигареты. Французы из Матры на автомобилях с трёхлитровыми моторами V12 торжествовали в Ле-Мане в 1972, 1973 (модификация Matra MS670B) и 1974 (версия MS670C) годах.

У спортпрототипа Renault Alpine A442 драматическая история. Он пытался покорить Ле-Ман в 1976, 1977, 1978 годах и в третий раз всё-таки выиграл гонку! Дорогущий проект наконец окупился сторицей, ведь Renault и Alpine утёрли нос не кому-нибудь, а Porsche. Гонщик Дидье Пирони в ходе заездов настолько устал, что не смог подняться на подиум (впоследствии пострейсовое бессилие — не редкость для Ле-Мана), так что его напарнику Жан-Пьеру Жоссо пришлось получать трофей в одиночку. Насладившись триумфом, руководство Renault решило отказаться от дальнейшего участия в круглосуточных соревнованиях, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1.

Rondeau M379B и её создатель Жан Рондо.

А вот совершенно уникальный случай в истории «24 часов Ле-Мана» — человек выиграл гонку на собственноручно сконструированном автомобиле, носящем его имя. Болид Rondeau M379B построил французский гонщик и инженер Жан Рондо на основе агрегатов и узлов компаний Ford и Cosworth. Жан вместе с упоминавшимся выше Жан-Пьером Жоссо в борьбе против Porsche одержал победу в 1980 году. Увы, Рондо уже нет с нами. Он погиб 27 декабря 1985 года, когда его автомобиль был сбит поездом на железнодорожном переезде.

Болид Sauber Mercedes C9 — отличный повод поговорить о максимальных скоростях «24 часов Ле-Мана». Есть, скажем, такие данные. Выходит, что впервые ровно до 400 км/ч разогнался как раз Sauber Mercedes C9 в 1989 году, победив в той лемановской гонке. Тут, правда, нужно признать, что рекордной эта скорость уже не была: годом ранее принадлежащий Peugeot прототип WM P88 добрался до 405 км/ч (достижение актуально до сих пор). Но именно после результата болида Sauber C9 с трассы Ле-Мана убрали шикарный прямик, установив две шиканы. От греха подальше. Таким образом гонка за максималкой завершилась, и в 1990-м самым быстрым стал Nissan R90C, развивший 366 км/ч.

В 1990 году первое и второе места в суточном соревновании заняли гонщики, пилотировавшие болид Jaguar XJR-12. Этот 900-килограммовый снаряд, оснащённый семилитровым V12 (730 л.с., 785 Н•м), за «24 часа Ле-Мана» прошёл 4882 км со средней скоростью 204 км/ч и максимальной 353 км/ч. Ягуары XJR-12 намеревались оккупировать подиум и в 1991 году, но не получилось — удалось занять все места со второго по четвёртое. Почему? Потому что первое отвоевала Mazda!

Mazda 787B — единственный японский автомобиль, когда-либо выигрывавший Ле-Ман.

Большинство чемпионских автомобилей на выставке для нас — это великие исторические артефакты. Однако об одном из них Драйв знает больше, чем про остальные, и с ним нас связывает личная история. Неспроста наш главный редактор прямо с порога выставки побежал в центр зала к самому пёстрому экспонату. C Маздой 787B Михаил встречался раньше, ему даже посчастливилось поездить на ней. Правда, нам показалось, что в Женеву привезли не саму бесценную лемановскую чемпионку 1991 года, бережно отреставрированную к 20-летию победы, а более привычную для подобных экспозиций реплику.

Начало 1990-х в Ле-Мане ознаменовалось триумфом команды Пежо. Машина по имени Peugeot 905 Evo 1B с мотором 3.5 V10 (715 л.с.) оказалась настолько хороша, что в 1992-м гонщики оттяпали первое и третье места, а в 1993-м захватили весь подиум.

Период с 1994 по 1997 год на выставке в Женеве охвачен не был. Но всё-таки назовём тех, кто тогда чемпионствовал. В 1994-м первыми на финиш приехали немцы на Porsche, в 1995-м победили британцы на прототипе McLaren F1 с мотором BMW. А в 1996-м весь подиум заняли гонщики Porsche. И в 1997 году, и в 1998-м победу снова праздновали в Porsche. На фото выше представлен лидировавший тогда болид Porsche 911 GT1-98.

В 1999 году первыми финишную черту Ле-Мана пересекли пилоты BMW V12 LMR — жаль, их эффектного прототипа на выставке не оказалось. Впрочем, мы видели и слышали его прежде на разных мероприятиях баварцев.

Audi R8 — самый успешный прототип в истории Ле-Мана.

C 2000 года на лемановской трассе начинается новая эра — на «24 часах» воцаряется Audi с прототипом R8, который за свою семилетнюю жизнь (1999–2006) стал пятикратным чемпионом, уступив первенство лишь единожды: в 2003-м «эр-восьмую» обогнал Bentley Speed 8, наделённый её мотором V8 (сильно, впрочем, модифицированным) и кое-какими технологиями. Понятно, что с такой родословной Audi R8 стал одним из самых успешных спорткаров в истории. Преемником «эр-восьмой» назначили дизельный прототип Audi R10 TDI, который сразу занял в Ле-Мане первое место.

В 2009-м дизельные Audi R15 TDI (преемники R10 TDI) потерпели в Ле-Мане поражение по вине болида Peugeot 908 HDi FAP. Гонщики Пежо до того момента жили без лемановских побед целых 16 лет. Можно представить их радость. Однако когда пилоты Peugeot попытались развить успех в 2010-м, выстоять под натиском Audi они не смогли.

Самый современный экспонат женевской выставки родился в 2011 году.

В зале прототип Audi R18 e-tron quattro оказался самым искалеченным из всех. Проломленный местами кузов не везде заклеен заплатками, автомобиль исцарапан, в грязи, в копоти — полное ощущение, будто он только что вернулся с передовой. Организаторы правильно сделали, что не стали приводить машину в порядок. Новёхонький с иголочки Audi R18 e-tron нам встречать приходилось. Так вот, чистюля хорош, но измученный оставил неизгладимое впечатление.

Кроме всего прочего посетители могут увидеть кузов, расписанный известным американским художником Китом Харингом, и перекусить в буфете.

На выставке Les 24 Heures du Mans огорчило только то, что создатели не стали утруждать себя составлением добротного каталога — информации в нужном объёме нет ни в экспозиционном зале, ни на сайте. В крошечной брошюрке, которую выдают на выходе, объём данных стремится к нулю. И что трудно понять и простить — перепутаны или с ошибками даны названия автомобилей...

Сюрприз! На поверку машин в экспозиции оказалось не 20, как сообщается всюду, а на одну больше — двадцать первым стал Porsche 956 (1982 г.) в раскраске от Rothmans, своего табачного спонсора.

В общем, из-за некоторой неразберихи в Женеве приходилось смотреть и фиксировать, а по возвращении домой выяснять, что же такое ты увидел. И ахать-охать, осознавая, сколько интеллектуальных и физических сил требует от людей, какие способности запрашивает у машин всепоглощающий Ле-Ман — великая гонка без конца и края.

За кадром

Надо было пошевеливаться — в Женеве жёсткий тайминг. Так что на всё знакомство с выставкой в общей сложности ушло полчаса. Отснял фото, пошёл дальше и вспомнил, что, ой, забыл про видео! Пришлось вернуться и по-быстрому, кое-как… Но всё же лучше, чем ничего. Когда ещё выпадет такой случай? Болиды Ле-Мана окружают нас не каждый день.

www.drive.ru

«24 часа Ле-Мана» 2018 года: список участников

LMP1 – 10 экипажей

4  ByKolles Racing Team ENSO CLM P1/01-Nismo

 Оливер Уэбб

TBA

TBA

 Toyota Racing Toyota TS050 Hybrid

 Майк Конвей

 Камуи Кобаяши

 Хосе Мария Лопес

 Toyota Racing Toyota TS050 Hybrid

 Себастьен Буэми Казуки Накаджима

 Фернандо Алонсо

1  Rebellion Racing Rebellion R13-Gibson

 Андре Лоттерер

 Нил Джани

 Бруно Сенна

3  Rebellion Racing Rebellion R13-Gibson

 Тома Лоран

 Матиас Беш

 Густаво Менесес

10  DragonSpeed BR1-Gibson

 Бен Хенли

 Хенрик Хедман

 Ренгер ван дер Занде

 Manor TRS Racing Ginetta G60-LT-P1-Mecachrome

 Оливер Роуленд

TBA

TBA

6  Manor TRS Racing Ginetta G60-LT-P1-Mecachrome

 Чарли Робертсон

TBA

TBA

11  SMP Racing BR1-AER

 Михаил Алешин

TBA

TBA

17  SMP Racing BR1-AER

 Виталий Петров

TBA

TBA

LMP2 – 20 экипажей

31  DragonSpeed Oreca 07-Gibson

 Роберто Гонсалес

TBA

TBA

37  Jackie Chan DC Racing Oreca 07-Gibson

 Джазман Джафар

TBA

TBA

38  Jackie Chan DC Racing Oreca 07-Gibson

 Тун Хопинь

TBA

TBA

28  TDS Racing Oreca 07-Gibson

 Лоик Дюваль

 Матье Ваксивьер

 Франсуа Перродо

36  Signatech Alpine Alpine A470-Gibson

 Николя Ляпьер

 Андре Неграо

 Пьер Тирье

29  Racing Team Nederland Dallara P217-Gibson

 Гидо ван дер Гарде

 Ян Ламмерс

 Фритз ван Эрд

50

 Larbre Competition

 

Ligier JS P217-Gibson

 

 Эрвин Крид

 Романо Риччи

 Фернандо Реес

40  G-Drive Racing Oreca 07-Gibson

 Хосе Гутьеррес

 Джеймс Аллен

 Энцо Джибберт

26  G-Drive Racing Oreca 07-Gibson

 Роман Русинов

TBA

TBA

32  United Autosports Ligier JS P217-Gibson

 Уилл Оуэн

 Юго де Саделер

TBA

22  United Autosports Ligier JS P217-Gibson

 Филипе Альбукерк

 Фил Хансон

TBA

23   Paniz Barthez Competition Ligier JS P217-Gibson

 Тимоте Буре

TBA

TBA

25  Algarve Pro Racing Ligier JS P217-Gibson

 Марк Паттерсон

TBA

TBA

33  Jackie Chan DC Racing Ligier JS P217-Gibson

 Дэвид Ченг

TBA

TBA

34  Jackie Chan DC Racing Ligier JS P217-Gibson

 Жак Николе

TBA

TBA

35  SMP Racing Dallara P217-Gibson

 Виктор Шайтар

TBA

TBA

39  Graff-SO24 Oreca 07-Gibson

 Винсан Капийер

TBA

TBA

44  Eusrasia Motorsport Ligier JS P217-Gibson

 Марко Асмер

TBA

TBA

47  Cetilar Villorba Corse Dallara P217-Gibson

 Роберто Лакорте

TBA

TBA

48  IDEC Sport Ligier JS P217-Gibson

 Поль Лафарг

TBA

TBA

GTE Pro – 17 экипажей

51  AF Corse Ferrari 488 GTE

 Джеймс Каладо

 Алессандро Пьергвиди

TBA

71  AF Corse Ferrari 488 GTE

 Сэм Берд

 Давиде Ригон

TBA

52  AF Corse Ferrari 488 GTE

 Тони Виландер

TBA

TBA

63  Corvette Racing Corvette C7.R

 Антонио Гарсия

 Ян Магнуссен

TBA

64  Corvette Racing Corvette C7.R

 Оливер Гэвин

 Томми Милнер

TBA

66  Ford Chip Ganassi Racing Ford GT

 Оливье Пла

 Штефан Мюкке

TBA

67  Ford Chip Ganassi Racing Ford GT

 Энди Приоль

 Гарри Тинкнелл

TBA

69  Ford Chip Ganassi Racing Ford GT

 Скотт Диксон

 Райан Бриско

 Ричард Уэстбрук

68  Ford Chip Ganassi Racing Ford GT

 Себастьен Бурдэ

 Дирк Мюллер

 Джой Хенд

91  Porsche GT Team Porsche 911 RSR

 Джанмария Бруни

 Рихард Лиц

 Фредерик Маковецки

92  Porsche GT Team Porsche 911 RSR

 Микаэль Кристенсен

 Кевин Эстре

 Лоренс Вантхор

93  Porsche GT Team Porsche 911 RSR

 Ник Тэнди

 Патрик Пиле

 Эрл Бамбер

94  Porsche GT Team Porsche 911 RSR

 Тимо Бернхард

 Ромен Дюма

 Свен Мюллер

81  BMW Team MTEK BMW M8 GTE

 Мартин Томчик

TBA

TBA

82  BMW Team MTEK BMW M8 GTE

 Аугусту Фарфус

TBA

TBA

95  Aston Martin Racing Aston Martin Vantage

 Ники Тим

 Марко Соренсен

TBA

97  Aston Martin Racing Aston Martin Vantage

 Даррен Тернер

 Джонатан Адам

 Алекс Линн

GTE Am – 13 экипажей

98  Aston Martin Racing Aston Martin Vantage

 Педро Лами

 Матиас Лауда

 Пол Далла-Лана

90  TF Sport Aston Martin Vantage

 Юэн Хэнки

 Салих Йолик

 Чарли Иствуд

54  Spirit of Race Ferrari 488 GTE

 Джанкарло Физикелла

 Франческо Кастеллаччи

 Томас Флор

61  Clearwater Racing Ferrari 488 GTE

 Мок Венсунь

 Мэтт Гриффин

 Кеита Сава

70   MR Racing Ferrari 488 GTE

 Мотоаки Ишикава

 Оливье Беретта

 Эдди Чивер III

99  Proton Competition Porsche 911 RSR

 Патрик Лонг

TBA

TBA

86  Gulf Racing Porsche 911 RSR

 Майкл Уэйнрайт

TBA

TBA

84  JMW Motorsport Ferrari 488 GTE

 Лиам Гриффин

TBA

TBA

85

 Keating Motorsports

Ferrari 488 GTE

 Бен Китинг

TBA

TBA

88

 Dempsey-Proton Racing

Porsche 911 RSR

 Мэтт Кэмпбелл

TBA

TBA

77

 Dempsey-Proton Racing

Porsche 911 RSR

 Маттео Кироли

TBA

TBA

56

 Team Project 1

Porsche 911 RSR

 Йорг Бергмайстер

TBA

TBA

80

 EBIMOTORS

Porsche 911 RSR

 Фабио Бабини

TBA

TBA

ru.motorsport.com

Ле-Ман 2016: Представляем участников - все новости Формулы 1 2018

В ближайшие выходные, 18-19 июня, во Франции пройдёт очередной, 84-й марафон «24 часа Ле-Мана». Как и раньше, легендарная гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, причём участники смогут заработать вдвое больше очков, чем на обычных, 6-часовых этапах. Уже известно, что старт гонке даст знаменитый актёр Брэд Питт.

Гонка пройдёт на кольце Сарте, неподалёку от города Ле-Ман на северо-западе Франции. Это классическая и очень скоростная трасса, одна из самых длинных на сегодняшний день – её протяжённость составляет 13629 метров, что почти вдвое больше самой длинной трассы Формулы 1 (Спа). При этом Сарте стационарный автодром лишь наполовину – частично используются дороги общего пользования.

Схема трассы Сарте

Несмотря на такую протяжённость, поворотов относительно немного – 38. В основном кольцо состоит из длинных прямых, соединённых медленными связками. Поэтому здесь очень важна мощность моторов и механическая эффективность шасси, а уровень прижимной силы отходит на второй план. Рекорд трассы в гонке был установлен год назад – Андре Лоттерер на Audi R18 e-tron quattro смог проехать круг за 3:17,475. В квалификации время поула Нила Яни на Porsche 919 Hybrid составило 3:16,887.

Главным отличием нынешней гонки от предыдущих станет рекордное количество участников – впервые на старт выйдут 60 экипажей! Перемены назрели давно – в последние годы заявочный лист регулярно превышал традиционное количество стартовых номеров. Однако расширить число участников мешали чисто технические проблемы – на трассе Сарте было всего 56 боксов. Год назад было принято решение построить дополнительные боксы.

Изначально организаторы планировали достичь числа в 60 машин только в 2017 году, а в 2016-м на старт должно было выйти 58 машин. Однако строительство шло с опережающими темпами, так что уже зимой промоутер гонки, французский автомобильный клуб ACO, объявил о досрочном выполнении своих обязательств. Тем не менее, и на этот раз заявочный лист не вместил всех желающих, так что не исключено, что в следующем году боксов в Ле-Мане будет ещё больше.

Категория LMP1

LMP1 – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены как заводские, так и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. На старт допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды.

Чтобы попасть под определение гибридной, машина должна двигаться по пит-лейн со скоростью 60 км/ч, используя только электрический привод. Однако фактически смысл в выделении гибридов в отдельную категорию пропал ещё несколько лет назад, так как именно такие машины сейчас доминируют в абсолютном зачёте. В нынешнем сезоне все заводские экипажи LMP1 (6 машин из 9) используют гибридные силовые установки. И лишь на трёх частных машинах используется турбомотор AER классической компоновки.

Технический регламент категории на сезон 2016 содержит несколько важных отличий по сравнению с предыдущим годом. В последнее время машины LMP1 стали слишком быстры, мощность силовых установок постепенно подбиралась к 1000 л.с., и в целях безопасности в FIA решили их несколько ограничить.

Porsche Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли на трассе в Ле-Мане

С этого сезона уровень потребления энергии ограничен 10 мегаджоулями, это примерно на 7,5% меньше, чем год назад для быстрейших машин. Пропорционально сокращён и мгновенный расход топлива. А конкретно для гонки в Ле-Мане действует и ещё одно ограничение – гибридная часть установки не должна быть мощнее 300 кВт.

По расчётам, всё это в Ле-Мане должно привести к потере гибридными прототипами LMP1 примерно четырёх секунд на круге. Однако эти расчёты не учитывают естественный прогресс команд, так что фактическая потеря может оказаться меньше. Одновременно к заводским командам немного подтянутся частники, не использующие гибридные силовые установки.

Ситуация с фаворитами гонки пока достаточно неопределённая. Одно можно сказать точно – никому из действующих победителей гонки повторить своё достижение в нынешнем году не удастся. По одной простой причине – никто из них не будет выступать 2016 году в этой категории! Нико Хюлкенбергу в этот уик-энд предстоит выйти на старт в гонке Формулы 1 в Баку, а в его отсутствие Porsche решила не выставлять третью машину, и отправила его прошлогодних напарников, Эрла Бамбера и Ника Тенди, в GTE Pro.

Защищать статус команды-победительницы будут два оставшихся экипажа Porsche на своих 919 Hybrid, значительно модернизированных по сравнению с прошлым годом. Формально первым экипажем команды станет машина №1 под управлением Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли. Однако в двух первых гонках сезона экипаж преследовали проблемы, так что на их счету пока всего полтора очка, одно из которых – за поул на втором этапе в Спа.

Лидирует в чемпионате другой экипаж Porsche, Марк Либ/Нил Яни/Роман Дюма. Однако в действительности в обеих состоявшихся гонках этого сезона они финишировали позади Audi – только на первом этапе это были позже дисквалифицированные Фасслер/Лоттерер/Трелюйе, а на втором – Джарвис/ди Грасси/Дюваль. Так или иначе, машины Audi R18 (слова e-tron quattro в этом году из их названия исчезли) очень быстры, и в Сильверстоуне именно машина №8 завоевала поул и первой добралась до финиша.

Toyota Майка Конвея, Стефана Сарразена и Камуи Кобаяши

У Toyota дела пока идут неважно. Новые TS050 Hybrid заметно уступают в скорости немецким машинам, и пока японцам остаётся лишь подбирать те очки, что теряют лидеры. Им удалось сделать это в Сильверстоуне, где экипаж Конвей/Сарразен/Кобаяши после всех сходов и дисквалификаций оказался вторым, но в Спа им повезло меньше. На счету второго экипажа, Буэми/Дэвидсон/Накаджима, пока всего лишь одно очко – в двух гонках они заработали по 0,5 очка за сам факт финиша.

Тем не менее, учитывая сокращённый заявочный лист в этой категории, у Toyota есть определённые шансы на высокий результат – в том числе победу. На этот раз противостоят им лишь четыре машины, и можно смело сказать, что без проблем обойтись не удастся никому. Вопрос только в том, кто справится с этими проблемами быстрее и эффективнее.

Что касается частных команд, то тут ситуация просто удивительная. В настоящий момент Rebellion R-One под управлением Доминика Крайхамера, Александра Императори и Матео Тушера занимает второе место в чемпионате мира! В обеих гонках они заняли третье место, так что уступают только Porsche №2. Второй экипаж команды, где выступают Ник Хайдфельд, Николя Прост и Нельсон Пике-младший, оба раза был четвёртым.

Так что на сегодня благодаря своей стабильности и надёжности машины Rebellion представляют угрозу даже для заводских команд – хотя с точки зрения чистой скорости гибридам, конечно, уступают. Что касается ещё одной команды в этой подкатегории, ByKolles Racing, ей остаётся надеяться только на удачу.

Отличить машины LMP1 можно по белым фарам и белому номеру на красном фоне.

Категория LMP2

LMP2 – младший класс прототипов. Технические характеристики машин здесь схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Участники не могут использовать заводскую поддержку, при этом стоимость шасси не должна превышать 463 500 евро для закрытых кокпитов, и 388 500 евро – для открытых. Допускается использование безнаддувных двигателей объёмом до 5 литров, либо турбированных – до 3,2 литров. Масса машины – не менее 900 кг.

В последние годы именно эта категория пользуется наибольшей популярностью у участников – если год назад на старт в этом классе вышло 19 машин, то в этом году их будет уже 23! Это и неудивительно – для гонщиков прототипы привлекательнее машин GT, так как представляют собой специально построенные для автоспорта спорткары, а не адаптированные к гонкам серийные машины. При этом из-за ограничений, наложенных регламентом, стоимость участия здесь многократно ниже, чем в LMP1.

В отличие от большей части своей предыдущей истории, сейчас LMP2 предлагает разнообразие не только в вопросе команд и пилотов, но и по части шасси. В FIA вынашивают планы уже в следующем году оставить в этой категории только двух производителей, но пока здесь представлены шесть – Ligier, Oreca, BR, Morgan, Alpine и Gibson. Все они оснащаются моторами Nissan, Judd или Honda, и шинами Michelin или Dunlop.

Машина Романа Русинова в Ле-Мане

В этой категории выступают сразу две российские команды, каждая из которых выставляет по две машины. Более того – впервые в гонке одновременно выступят три российских пилота, с именами которых связаны большая часть достижений нашей страны в кольцевом автоспорте за последние 10 лет – Роман Русинов, Виталий Петров и Михаил Алёшин. Причём, все трое поедут в разных экипажах, в двух разных командах.

Правда, статус у них при этом будет разный. Русинов и его команда G-Drive Racing – действующие чемпионы WEC в LMP2 - очевидные фавориты категории. На двух предыдущих этапах в квалификации пилотам G-Drive не было равных, хотя в гонке оба раза возникали какие-то проблемы. Теоретически трасса в Ле-Мане подойдёт их Oreca-05 гораздо больше, чем Сильверстоун и Спа, так что можно ожидать от команды очень уверенного выступления в квалификации. Однако Романа Русинова, разумеется, интересует победа в гонке, ведь «24 часа Ле-Мана» – единственная вершина в LMP2, которая ему до сих пор не покорилась.

В преддверии гонки в команде пошли на серьёзное изменение – Натанаэля Бертона, работой которого в G-Drive не были удовлетворены, сменил бывший гонщик Формулы 1 Уилл Стивенс. Британец быстр и стабилен, хорошо знает шасси Oreca-5, так как именно на нём выступает в Manor. Второй экипаж G-Drive, за который выступают Гидо ван дер Гарде, Симон Долан и Джейк Деннис, очень уверенно смотрится в European Le Mans Series, и после двух этапов лидирует в чемпионате. Правда, их шасси Gibson 015S подходит этой трассе хуже, чем Oreca.

У SMP Racing пока дела идут неважно, BR01 серьёзно не хватает скорости. В первых гонках отставание на круге доходило до пяти секунд, что на гораздо более длинной трассе в Ле-Мане будет означать проигрыш в 8-9 секунд. В команде предпринимают все усилия, чтобы исправить ситуацию, и экипажи Медиани/Минассян/Алёшин и Петров/Шайтар/К.Ладыгин сделают всё, что в их силах.

Отличительная особенность машин LMP2 на трассе: белые фары и белый номер на синем фоне.

Категория LM GTE Pro

LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами. Буквы GTE в названии расшифровываются как Grand Touring Endurance, а Pro означает, что в этом классе соревнуются пилоты-профессионалы. Допускается использование безнаддувных моторов объёмом до 5,5 литров, либо турбированных – до 4 литров. Масса машины – не менее 1245 кг.

Число участников в этой категории тоже существенно выросло – если год назад на старт вышло девять машин, то на этот раз – 14. Такая прибавка, в первую очередь, связана с приходом в категорию знаменитой американской команды Чипа Ганасси при заводской поддержке Ford – команда выставит на старт сразу четыре новейших Ford GT!

В первых гонках машины неплохо себя показали, в особенности это касается экипажа М.Франкитти/Приоль/Тинкнелл. Тем не менее, главные фавориты категории будут выступать на машинах Ferrari 488 GTE. Экипаж Ригон/Бёрд/Бертолини из AF Corse выиграл две первые гонки сезона, и имеет отличные шансы одержать победу и в третьей. Их напарники Бруни/Каладо/Гуиди тоже в числе претендентов на победу.

Ford GT

Ещё одна итальянская машина выйдет на старт под американским флагом, в составе Risi Competizione, но в действительности эта команда тоже имеет заводскую поддержку Скудерии. Да и за руль её сядут едва ли не сильнейшие пилоты итальянцев – Джанкарло Физикелла, Тони Виландер и Маттео Малучелли.

Не стоит сбрасывать со счетов, впрочем, и три остальные заводские команды – Chevrolet, Porsche и Aston Martin. В американской WeatherTech SportsCar Championship машины Corvette выглядят очень уверенно. Истинную силу Porsche 911 RSR мы пока не знаем, так как для них это будет первый старт сезона, но в каждой из машин немецкого концерна поедет один из победителей прошлогоднего марафона в абсолюте – Эрл Бамбер и Ник Тэнди. Что касается Aston Martin, то их экипажи поднимались на подиум в обеих гонках WEC.

На этот раз в GTE Pro заявлена и одна частная команда – Dempsey-Proton Racing. Она тоже выступает на машинах Porsche, а состав пилотов весьма впечатляющий – Ричард Литц, Михаэль Кристенсен и Филипп Энг. На победу им претендовать, конечно, будет трудно, но на недавнем этапе в Спа им удалось опередить очень многих представителей заводских команд.

Ориентир для определения машины LM GTE Pro на трассе: желтые фары, белый номер на зеленом фоне.

Категория LM GTE Am

Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. Буквы Am означают, что в этой категории должны участвовать пилоты-любители – в каждом экипаже должен быть как минимум один пилот уровня Bronze, и ещё один – Bronze или Silver. Третий пилот может быть любой категории, вплоть до Platinum. На этот раз в категориях GT мы не увидим российских команд – в SMP Racing решили сосредоточиться на LMP2.

На старт выйдут 13 машин – на одну меньше, чем год назад. Это довольно разношёрстная компания – в заявочном листе можно встретить как заводские команды Ferrari и Aston Martin, так и частников, представляющих самые разные страны. Впрочем, с технической точки зрения разнообразия тут даже меньше, чем в Pro – из-за отсутствия, по понятным причинам, машин Ford.

Несмотря на то, что многие пилоты в этой категории – любители, здесь тоже можно встретить немало известных имён. В их числе Пьер Раге, Таунсенд Белл, Кристиан Рид, Эммануэль Коллар и другие. Основное внимание вновь будет приковано к экипажу заводской команды Aston Martin, за которую выступят бывший гонщик Формулы 1 Педро Лами, сын Ники Лауды Маттиас, и канадский пилот-любитель Пол Далла Лана. В прошлом году они упустили победу в последний час гонки, и на этот раз постараются реабилитироваться.

Ориентир для определения машины LM GTE Am на трассе: желтые фары, белый номер на оранжевом фоне.

Гараж 56

Фредерик Соссэ

Так называемый «Гараж 56» (раньше это был номер последних боксов автодрома в Ле-Мане, сейчас же, когда их число достигло 60-и, название сохранили по традиции) – особая позиция в заявочном листе, которая обычно предоставляется участникам с экспериментальными технологиями. В 2014 году, например, именно в рамках этого зачёта на старт вышла машина DeltaWing ZEOD RC.

На этот раз машина, заявленная в «Гараже 56», совершенно обычная, из категории LMP2. Необычен один из её пилотов, Фредерик Соссэ. Четыре года назад из-за бактериальной инфекции ему ампутировали все четыре конечности, так что Соссэ станет первым пилотом-ампутантом в Ле-Мане, и вторым в истории 24-часовых гонок, после Алессандро Дзанарди в Спа в прошлом году.

Разумеется, Morgan LMP2, на котором выступит Соссэ, специально переоборудован – тормозом и газом он сможет управлять при помощи бедра, а руль держать протезом, прикреплённым к правой руке. Интересно, что его напарники, Кристоф Тенсо и Жан-Бернар Бувэ, будут управлять машиной обычным образом.

Команда/Машина Раскраска Экипаж
84. SRT41 BY OAK RACING MORGAN LMP2 - NISSAN Ф.Соссэ К.Тенсо Ж.-Б.Бувэ

www.f1news.ru

85-я гонка 24 часа Ле-Мана

Последнюю часть гонки мне удалось провести в гостях у Porsche, и это было очень сильное ощущение. В зоне их хоспиталити всегда собирается очень много народу, в том числе гостей и журналистов. Чувство единения и общей цели победить наполняет всю эту зону. Люди ходят, сидят, разговаривают, едят, пьют вино, но при этом составляют одно общее целое, помешанное на гонках и любимой команде. Каждую неудачу они воспринимают как собственную, каждую маленькую победу как общую. При этом эти люди (как и в большинстве других гостевых зон) способны болеть и сопереживать за другие команды – не только за Porsche. И это нормально.

Гонка для Porsche в этом году складывалась не слишком удачно. Экипаж под номером 2 потерял больше часа на техническом питстопе еще в первой части гонки и в принципе уже ни на что не рассчитывал. После проблем у команды Toyota в лидеры вышел экипаж прототипа под номером 1. Но незадолго до полудня на машине возникли проблемы с давлением масла, которое упало до минимума, Лотеррер пытался дотянуть до боксов на электрическом двигателе (как и две Toyota!), но запаса хода не хватило и ему. Андре Лотеррер не скрывал слез, а приехавший на Ле-Ман в качестве почетного гостя Марк Веббер пытался его приободрить.

В это время на первое место вышел прототип категории LMP2 команды Jackie Chan DC Racing №38. Представляю, как было горько в этот момент Роману Русинову, который понимал, что у него мог бы быть реальный шанс не просто выиграть Ле-Ман в своей категории – а одержать победу в абсолюте, так как ехал на самом деле в самом быстром экипаже в классе.

Теперь все ставки были на Porsche #2, и он бросился в атаку. Нагоняя по 12-13 секунд на каждом круге, они на глазах сокращали преимущество китайской команды. И за примерно за полтора часа до финиша сумели совершить обгон, вызвав бурю эмоций и слезы на глазах у всех, кто в этот момент смотрел гонку в зоне Porsche.

fishki.net

История гонки "24 часа Ле-Мана"

Le Mans 24h RaceАвтомобильная гонка на выносливость «24 часа Ле-Мана» впервые была проведена в 1923-м году, 26-27 мая на дорогах общего пользования вокруг города Ле-Ман (Франция). Первоначальная идея заключалась в выявлении победителя каждые 3 года, который смог бы преодолеть самую длинную дистанцию за три последовательных гонки. Но такой план в конечном счете был оставлен в 1928 году и победителей стали определять каждый год в зависимости от того, кто преодолел самое большое расстояние в течение 24-х часов. Первоначально, команды состояли в основном из британских, французских и итальянских водителей, количество марок автомобилей тоже не было слишком разнообразным, в основном это были Bentley, Alfa Romeo и Bugatti. В конце 1930-х в конструкции автомобилей стали появляться различные инновации, разрабатываемые специально для гонок в Ле-Мане. Bugatti и Alfa Romeo создают улучшенный аэродинамический кузов, что позволяет им достичь более высоких скоростей на прямых участках трассы.24 часа Ле-Мана классика 1930-еВ 1936 году гонка чуть была не отменена из-за забастовок во Франции, а с началом Второй Мировой войны, в конце 1939 года, «24 часа Ле-Мана» на время были прекращены, перерыв длился целых десять лет. В 1949 году после реконструкции объектов схемы Ле-Мана гонка была возобновлена, с растущим интересом со стороны крупных производителей автомобилей, чей круг стал гораздо шире, чем в первые годы проведения гоночной серии в Ле-Мане. После образования чемпионата мира Sportscar (спортивных автомобилей) в 1953 году, одним из этапов которого стал Ле-Ман, Jaguar, Ferrari, Aston Martin, Mercedes-Benz и другие автопроизводители начали отправлять свои автомобили для соревнования с конкурентами. Так «24 часа Ле-Мана» стала и отличной рекламной площадкой автомобильных компаний. К сожалению, все возрастающая конкуренция, когда главным становилась не безопасность а победа любой ценой, привела к трагедии в 1955 году, автомобиль Пьера Левега врезался в толпу зрителей, убив более 80 человек. Это, в свою очередь, привело к значительному усилению мер безопасности, вносимых, не только в 24 часа Ле-Мана классикаЛе-Мане, но и в других состязаниях в автоспорте по всему миру. Тем не менее, несмотря на то, что нормы безопасности увеличились, некоторые из них способствовали достижению новых максимальных скоростей у автомобилей. Например, благодаря переходу от открытой кабины у родстеров в закрытую кабину купе, максимальная скорость Bentley Mulsanne достигла 350 км/ч!

В те времена основу гонки составляли в основном серийные автомобили специальной подготовки, но в конце 1960-х годов в Ле-Мане появляется компания Форд с их GT40, который одерживает четыре побед подряд. Постепенно, эпоха серийных автомобилей заканчивается.

В 1970-х и начале 80-х годов автомобильные конструкции усовершенствуются и в Ле-Мане начинается эра новых, гораздо более мощных болидов чем раньше, способных достигать поистине экстремальных скоростей. Серийные автомобили, усиленные для гонки, продолжали соревноваться, но теперь уже в младших классах. Специально построенные гоночные прототипы Porsche 962стали нормой в Ле-Мане. Porsche 917, 935 и 936 были доминирующими в течение целого десятилетия, но возрождение французскими автопроизводителями Matra-Simca и Renault привело к победам национальных команд Франции впервые с 1950-х годов.

Но все же в 80-е годы основу лидерства составляет Porsche с новым гоночным автомобилем группы С, который, благодаря своим инновационным технологиям, буквально раздвинул границы эффективности использования топлива. Porsche 956 стал пионером в этой области. Позднее он был заменен на Porsche 962, способного разогнаться до 407 км/ч! Команда выигрывала в Ле-Мане шесть лет подряд! В 1980-х на гонке снова появляются Jaguar и Mercedes-Benz, а также начинается постепенный приток японских прототипов таких производителей, как Nissan, Toyota и Mazda. Причем, из японских компаний особенно выделялась Mazda, так как ее автомобиль имел уникальный по тем временам первый роторный двигатель.

24 часа Ле-Мана Peugeot 905В начале 90-х доминирующим автомобилем в Ле-Мане становится Peugeot 905, который выигрывает гонку в 1992 и 1993 годах.

Самые значительные модификации у знаменитых контуров Ле-Мановских прототипов были проведены, в конце 80-х, начале 90-х годов. На то время уже знаковый автомобиль Bentley Mulsanne был заметно изменен, чтобы уменьшить максимальную скорость автомобиля на длинных прямых участках трассы, которая не должна была превышать 400 км/ч!  Эти изменения в аэродинамике кузовов положили начало тенденции со стороны организаторов гонки с целью уменьшения чрезмерных скоростей на определенных участках трассы. Но даже несмотря на все изменения, постепенное увеличение скорости все равно продолжалось и для некоторых прототипов достижение 350-ти км/ч стало обычным делом.

1994 — 1999 годы стали периодом возрождения серийных автомобилей в Ле-Мане, но это также стало одной из основных причин и завершения чемпионата мира Sportscar. Используя некоторые24 часа Ле-Мана GTлазейки в правилах, компания Porsche убедила ACO (Западный автомобильный клуб — организатор гонки «24 часа Лемана»), что ее прототип 962 является фактически серийным автомобилем. Это позволило Porsche включить свой болид Porsche 962 в участие в классе серийных автомобилей! Не удивительно, что он полностью доминировал на трассе. В 1995 году победу одерживает командаMcLaren выставив для участия в гонке свой известный по надежности суперкар, превосходивший многие прототипы того времени. Тенденция различных ухищрений в конструкциях кузовов (чтобы обойти правила) продолжалась в течение 1990-х годов, когда стали появляться все более экзотические суперкары. И в конечном счете это привело к созданию класса GT, где оказались многие сильнейшие команды: Porsche, Mercedes-Benz, Toyota, Nissan, Panoz, и Lotus, автомобили которых практически на равных конкурировали с такими Ле-Мановскими суперкарами из более высокого класса, как BMW, Audi и Ferrari. Конкуренция между ними была жесточайшей, но тем ценнее победа, и в упорной борьбе BMW в итоге все же одерживает свою первую победу в Ле-Мане в 1999 году.

24 часа Ле-Мана Audi R8В 2000-е, все больше растущие расходы, связанные с эксплуатацией автомобилей в гонке «24 часа Ле-Мана» заставили многих крупных автопроизводителей пересмотреть свое участие там. Среди этих производителей, в основном только Audi осталась на вершине конкуренции в Ле-Мане, ее прототипы R8 были непобедимы в начале 2000-х. Хотя некоторые другие команды, такие, как Panoz, и Chrysler, периодически предпринимали попытки соперничать с Audi, но все же никто из них не мог соответствовать производительности Audi R8. Доминирование казалось абсолютным, но после трех побед подряд у Audi все таки появился достойный соперник, сумевший победить эту команду. Это была компания Bentley вернувшаяся в Ле-Ман в 2001 году, ее новые прототипы Bentley Speed 8 наконец добились успеха в 2003 году!

К концу 2005 года, после впечатляющих пяти побед Audi R8, компания Audi выходит на новый уровень конкуренции в Ле-Мане, она создает сверхмощный прототип с дизельным двигателем R10 TDI. Хотя это не был первый дизельный двигатель в истории Ле-Мана, но это был первый автомобиль с дизельным двигателем, одержавший там победу. Практически, в то время у болидов 24 часа Ле-Мана - команда Audiначалась новая эпоха альтернативных источников топлива, в том числе и биоэтанола. Компания Peugeot решила последовать примеру Audi, создав суперкар Peugeot 908, который вплотную подобрался к Audi, но все же R10 финишировал впереди. В 2009 году Peugeot 908 удалось таки одержать победу, что могло положить конец перспективе немецкого производителя на продвижение к новому рекорду побед в Ле-Мане, однако Audi в 2010 году вновь завоевала лидерство, которое удерживает и сегодня. Новые прототипы Audi R18 e-tron quattro являются сегодня одними из лучших болидов в Ле-Мане, своеобразной вехой развития этой гонки.

Время идет, технологии меняются, создаются новые команды, возвращаются прежние, появляются новые автомобили, а гонка «24 часа Ле-Мана» остается все той же — это главное автомобильное состязание на выносливость в мире автоспорта, настоящий экзамен и проверка для гонщиков и автопроизводителей.

 

                                                            Audi R18 e-tron quattro

24 часа Ле-Мана - Audi e-tron quattro

 

 

 

 

 

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

на Ваш сайт.

sportizdorovie.ru

История гонки 24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана – старейшая и самая престижная на планете автогонка на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 г. недалеко от города Ле-Ман во Франции.

Бытует мнение, что если "Формула-1" служит лицом автоспорта, то 24 часа Ле-Мана - его сердце. Гонку также часто называют «Гран-при выносливости и экономичности». Команды вынуждены искать баланс между скоростью и надёжностью автомобилей, которые должны продержаться в течение 24 часов без механических повреждений, а также рационально использовать расходные материалы, такие как топливо, шины и тормозные колодки.

Собственно, и начиналось все как разработанная специально для ведущих производителей ежегодная диспансеризация. Если у коллег, соседей и конкурентов в чести была исключительно скорость, то во французском Ле-Мане ценилось умение распределить эту скорость – и собственные силы – на сутки. Фаворитами гонки считались не самые быстрые, но самые надежные машины с оптимальным расходом топлива. Так что успехи в Ле-Мане весьма наглядно влияли на интерес обывателей к автомобильным маркам.

Организатором соревнования выступает Западный автоспортивный клуб Франции (ACO). Гонка проходит одновременно среди всех участников, которые разделены на четыре класса. Прототипы Ле-Мана — верхние классы LMP1 и LMP2, различные по скорости, весу и мощности. С 2011 года также участвуют два класса Гран-Туризмо (GT) на базе серийных автомобилей — GT Endurance Pro и GT Endurance AM. Результаты гонки определяются как в абсолютном зачёте, так и в каждом классе отдельно. Машины класса LMP1 имеют больше шансов на победу, однако представителям более слабых классов случалось побеждать благодаря высокой надёжности.

Обычное число участников гонки — около 50. Гонка проводится на трассе «Сарта», проложенной частично по дорогам общего пользования, которые закрываются на время гонки, частично по специально построенным участкам. В 1923 году, когда гонка взяла старт в первый раз, длина ее круга составляла больше 17 километров, но в результате серии модификаций (предпринятых, главным образом, из соображений безопасности), она сократилась до 13,63 км. Длинная прямая Мульсанн - безусловно, самый известный участок трассы, скорость отдельных машин на котором развивалась в 1980-х до 400 км/ч и выше, однако в 1990 году пыл самых шустрых остудили дополнительными поворотами.

Проблема безопасности стоит перед организаторами 24 часов Ле-Мана острее, чем перед другими. Знаменитая трасса унесла жизни 21 гонщика. Именно здесь случилась крупнейшая авария в истории автоспорта: в 1955 году «Мерседес» француза Пьера Левежа врезался в трибуну, засыпал ее горящими обломками и устроил пожар. Гонщик и 82 зрителя погибли, кольцевые автогонки оказались вне закона в Швейцарии аж до 2007 года, а «Мерседес» на 30 с лишним лет ушел из гоночного бизнеса.

Симптоматично, что тот же Левеж двумя годами ранее заснул за рулем на 23-м часу гонки, чем инициировал появление правила, по которому каждая машина заявляла двух пилотов. К концу 80-х их количество увеличили до трех, а непрерывное время вождения одним гонщиком, напротив, сократили до четырех часов.

Гонка в Ле-Мане имеет собственные традиции. Одна из самых давних - размахивать французским триколором в качестве сигнала к началу гонки. Сейчас в это время над гоночной трассой пролетают истребители, рисуя дымом флаг Франции. После окончания гонки принято размахивать флагами безопасности в честь победителя.

В течение многих десятилетий действовало правило, по которому экипаж был обязан проехать в гонке не менее часа, прежде чем ему позволялось дозаправить автомобиль техническими жидкостями, за исключением топлива. Это было попыткой ACO повысить экономичность и надёжность. Автомобили, которые не могли продержаться первый час без дозаправки жидкостей, дисквалифицировались.

Еще одно уникальное правило Ле-Мана — требование остановки двигателя перед дозаправкой в боксах. Это требование основывается не только на соображениях пожаробезопасности, но и способствует повышению надёжности автомобиля. Таким образом проверяется способность многократно запускать двигатель во время гонки. Другая часть этого правила — механикам не позволяют работать с автомобилем или менять комплект шин, пока происходит заправка топливом. Командам приходится искать инновационные пути для сокращения времени этих длительных остановок. В качестве исключения из этого правила замена пилотов в течение дозаправки разрешается.

Именно на гонке «24 часа Ле-Мана» было положено начало такой традиции, как душ из шампанского. В 1967 году победителями гонки стали Дэн Герни и Эй-Джей Фойт. Пилоты поднялись на подиум, им вручили большую бутылку шампанского. Рядом с подиумом они заметили президента Ford Генри Форда II, владельца команды Кэрролла Шелби, их жён и нескольких журналистов, которые пророчили провал выдающегося дуэта. Генри встряхнул бутылку и окатил шампанским всех, кто стоял рядом с ним, установив таким образом традицию празднования победы, которая уже 50 лет поддерживается во всём мире.

О Ле-Мане снимались фильмы, рисовались комиксы и сочинялись видеоигры. Вокруг гонки 1964 года построен сюжет удостоенной Оскара кинокартины "Мужчина и женщина". В 1971 году на экраны вышел популярный фильм о гонке под незатейливым названием "Ле-Ман", в котором Стив Маккуин сыграл гонщика Майкла Дилэйни, выступавшего в 1970 году за команду "Gulf Porsche".

Автомобили, принимающие участие в гонках на выносливость — отточенные инструменты достижения спортивных побед. Но не все зависит от создателей машины. Не менее важны характеристики моторного и трансмиссионного масла. Ведь по сути масло тоже является частью мотора, и для гонки на выносливость очень важно соблюсти баланс между мощностью и ресурсом двигателя. Специалистам Gulf это прекрасно удается. Гоночные масла Gulf не раз являлись победителями в соревнованиях, трижды поднимались на первую ступень пьедестала вместе со знаменитыми командами и гонщиками. Gulf в фильме о Ле-Мане со Стивом Маккуином в главной роли стал символом качества, выносливости и страсти в автоспорте.

www.gulflubricants.ru

2018 Сильверстоун | Результаты | Motorsport.com

Позиция # Пилоты Машина Класс Круги Время Отрыв Отставание Пит-стопы Сход Очки
1 3 SwitzerlandМатиас Беш FranceТома Лоран United StatesГуставо Менесес Rebellion R13 LMP1 193 6:02'10.579 9 25
2 1 GermanyАндре Лоттерер BrazilБруно Сенна SwitzerlandНил Джани Rebellion R13 LMP1 192 6:01'11.778 1 Lap 1 Lap 9 18
3 17 FranceСтефан Сарразен Russian FederationЕгор Оруджев BR Engineering BR1 LMP1 192 6:01'39.732 1 Lap 27.954 9 15
4 38 ChinaТун Хопинь MonacoСтефан Ришельми FranceГабриэль Обри Oreca 07 LMP2 185 6:02'03.724 8 Laps 7 Laps 10 12
5 37 MalaysiaНабиль Жеффри MalaysiaВейрон Тан MalaysiaДжазман Джафар Oreca 07 LMP2 185 6:02'05.695 8 Laps 1.971 8 10
6 36 FranceНиколя Ляпьер FranceПьер Тирье BrazilАндре Негран Alpine A470 LMP2 183 6:02'26.179 10 Laps 2 Laps 9 8
7 31 United KingdomЭнтони Дэвидсон VenezuelaПастор Мальдонадо MexicoРоберто Гонсалес Oreca 07 LMP2 181 6:00'52.089 12 Laps 2 Laps 10 6
8 29 NetherlandsГидо ван дер Гарде NetherlandsНик де Врис NetherlandsФриц ван Эрд Dallara P217 LMP2 181 6:01'38.513 12 Laps 46.424 8 4
9 50 FranceРомано Риччи FranceЭрвин Крид Mori Yoshiharu Ligier JSP 217 LMP2 176 6:01'33.467 17 Laps 5 Laps 10 2
10 28 FranceЛоик Дюваль FranceФрансуа Перродо FranceМатье Ваксивьер Oreca 07 LMP2 173 6:01'22.726 20 Laps 3 Laps 10 1
11 51 United KingdomДжеймс Каладо ItalyАлессандро Пьергвиди Ferrari 488 GTE EVO LMGTE PRO 172 6:01'08.201 21 Laps 1 Lap 5
12 67 United KingdomХарри Тикнелл GuernseyЭнди Приоль Ford GT LMGTE PRO 172 6:01'43.911 21 Laps 35.710 5
13 92 DenmarkМикаэль Кристенсен FranceКевин Эстре Porsche 911 RSR LMGTE PRO 172 6:01'48.185 21 Laps 4.274 5
14 97 BelgiumМаксим Мартен United KingdomАлекс Линн Aston Martin Vantage AMR LMGTE PRO 171 6:01'04.094 22 Laps 1 Lap 5
15 81 NetherlandsНики Катсбург GermanyМартин Томчик BMW M8 GTE LMGTE PRO 171 6:01'50.741 22 Laps 46.647 5
16 66 GermanyШтефан Мюкке FranceОливье Пла Ford GT LMGTE PRO 170 6:00'51.958 23 Laps 1 Lap 5
17 77 GermanyКристиан Рид AustraliaМэтт Кэмпбелл Julien Andlauer Porsche 911 RSR LMGTE AM 168 6:01'11.238 25 Laps 2 Laps 5
18 90 United KingdomДжонатан Адам TurkeyСалих Йолук IrelandЧарльз Иствуд Aston Martin Vantage LMGTE AM 168 6:01'58.116 25 Laps 46.878 6
19 56 GermanyЙорг Бергмайстер United StatesПатрик Линдси NorwayЭджидио Перфетти Porsche 911 RSR LMGTE AM 168 6:02'10.265 25 Laps 12.149 6
20 98 PortugalПедро Лами CanadaПол Далла-Лана AustriaМатиас Лауда Aston Martin Vantage LMGTE AM 168 6:02'11.385 25 Laps 1.120 6
21 61 IrelandМэтт Гриффин SingaporeМок Вен Сунь JapanКеита Сава Ferrari 488 GTE LMGTE AM 167 6:01'11.488 26 Laps 1 Lap 6
22 86 United KingdomМайкл Уэйнрайт United KingdomБен Баркер AustraliaАлекс Дэвисон Porsche 911 RSR LMGTE AM 167 6:01'35.478 26 Laps 23.990 5
23 70 MonacoОливье Беретта ItalyЭдди Чивер III JapanМотоаки Ишикава Ferrari 488 GTE LMGTE AM 167 6:02'32.268 26 Laps 56.790 6
24 88 ItalyДжанлука Рода ItalyМаттео Кайроли ItalyДжорджо Рода Porsche 911 RSR LMGTE AM 167 6:02'38.909 26 Laps 6.641 6
25 10 SwedenХенрик Хедман NetherlandsРенгер ван дер Занде United KingdomБенджамин Хенли BR Engineering BR1 LMP1 165 6:01'04.843 28 Laps 2 Laps 12 1
26 54 ItalyДжанкарло Физикелла ItalyФранческо Кастеллаччи SwitzerlandТомас Флор Ferrari 488 GTE LMGTE AM 158 6:01'24.818 35 Laps 7 Laps 6
27 71 United KingdomСэм Берд ItalyДавиде Ригон Ferrari 488 GTE EVO LMGTE PRO 157 6:01'39.066 36 Laps 1 Lap 5
28 95 DenmarkМарко Сёренсен DenmarkНики Тим Aston Martin Vantage AMR LMGTE PRO 155 6:02'39.698 38 Laps 2 Laps 6
29 82 PortugalАнтониу Феликс да Кошта BrazilАугусту Фарфус BMW M8 GTE LMGTE PRO 116 4:04'54.212 77 Laps 39 Laps 3 Retirement
30 4 United KingdomОливер Уэбб AustriaРене Биндер ENSO CLM P1/01 LMP1 59 2:07'32.006 134 Laps 57 Laps 2 Retirement
31 11 United KingdomДженсон Баттон Russian FederationВиталий Петров Russian FederationМихаил Алешин BR Engineering BR1 LMP1 23 41'28.371 170 Laps 36 Laps 1 Retirement
32 8 SpainФернандо Алонсо JapanКазуки Накаджима SwitzerlandСебастьен Буэми Toyota TS050 Hybrid LMP1 197 6:00'47.471 5:19'19.100 9
33 7 JapanКамуи Кобаяши United KingdomМайк Конвей ArgentinaХосе Мария Лопес Toyota TS050 Hybrid LMP1 197 6:01'06.735 19.264 9 1
34 91 ItalyДжанмария Бруни AustriaРихард Лиц Porsche 911 RSR LMGTE PRO 172 6:01'22.552 21 Laps 25 Laps 5

ru.motorsport.com


   

           ПроАвтоСпорт | Все права защищены © 2018 | Карта сайта