Секреты идеального пит-стопа от Mercedes. Что такое пит стоп на гоночном автодроме


Квалификация (автогонки) - это... Что такое Квалификация (автогонки)?

 Квалификация (автогонки)

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.

А

  • Алеба́рда — то же что леденец.
  • Аллея победы (англ. Victory Lane) - зона в инфилде овальной трассы, где победитель гонки после финиша заводит свой автомобиль и где производится его чествование (применительно к США).
  • А́пекс (англ. apex) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота.
  • Апрон — внутренняя, плоская часть овальных трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не имеет права совершать обгон.

Б

  • Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на овальных треках, когда находящиёся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
  • Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
  • Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
  • Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идет в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

В

  • Вре́менная трасса — трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.

Г

  • Гра́унд-эффе́кт (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
  • Грув (англ. groove) - 1) то же, что псевдослик. 2) В Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, благодаря которой сцепление с трассой повышается.

Д

  • Джентльмен-драйвер (gentleman-driver) — транскриб английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Дра́фтинг — см. Слипстрим.
  • Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Введена Дэном Герни в 1968 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.

З

  • Закры́тый парк (фр. parc fermé): специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

К

  • Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
  • Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков.
  • Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.
  • Ко́кпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
  • Комиссары — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
  • Коушн (англ. caution) — транскриб английского термина, обозначающего фазу гонки на овальных трассах, когда над всей трассой выбрасываются желтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелотона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок. После чего следует рестарт.
  • Крю-чиф (англ. crew-chief) — транскриб английского термина, обозначающего руководителя бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера.
  • Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).

Л

  • Ледене́ц — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
  • Лоллипо́п (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
  • Лу́чший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. Также Быстрейший круг.

М

  • Ма́ршалы — то же, что комиссары
  • Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
  • Микст, или промежуточная рези́на — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
  • Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Н

  • Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

П

  • Па́ддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
  • Пейс-ка́р (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелотона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
  • Пелото́н, или пелето́н — множество машин, участвующих в гонке.
  • Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
  • Пит-ле́йн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
  • Пит-сто́п (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
  • Пит-уолл — часть пит-лейна противоположная той, стороне, на которой располагаются боксы команд, где находятся командные мостики команд.
  • По́диум — площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним — на «подиумных позициях» (или проще - "подиум"). Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя. Цифра в статистике пилота в графе "подиумы" говорит о финише на одной из первых трех позиций.
  • По́ул-пози́ция, по́ул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.
  • Пра́ктика — см. Свободные тренировки.
  • Прое́зд по пит-ле́йн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».
  • Псевдосли́ки (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1998—2008 гг., и в ГП2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
  • Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
  • Промежу́точная резина — то же, что и микст.

Р

  • Разминка (англ. warmup, некорректно переводится как «прогревочный заезд») — проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
  • Ре́нта-дра́йвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
  • Рингер (англ. ringer) — транскриб английского термина, обозначающего гонщика, специализирующегося на дорожных трассах и приглашаемого владельцем машины на этапы НАСКАР на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачете владельцев машин.

С

  • Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
  • Се́йфти-ка́р (англ. safety car) — то же, что и пейс-кар
  • Сли́ки (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
  • Слипстри́м (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
  • Сплэш-энд-дэш (англ. splash and dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в овальных гонках).
  • Спо́ттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
  • Старт с ме́ста (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.
  • Старт с хо́да (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали шесть гонок: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003, Фудзи-2007, Монца-2008, Шанхай-2009. Также Инди-старт
  • Ста́ртовая пряма́я — 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая „старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
  • Стартовая черта (или стартовая линия, англ. start line) — черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур — там финиш находится позади стартового поля).
  • Ста́ртовое поле (также стартовая решётка, англ. starting grid) — 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
  • Стюарды — то же, что комиссары.
  • Стоп-энд-го́у (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа — от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил. Также называется «Штрафная остановка».

Т

  • Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
  • Трасса — дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).

Ф

  • Фи́нишная пряма́я — 1) Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой. 2) Некорректное, но распространённое название финишной черты.
  • Финишная черта — черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.

Х

  • Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Ш

  • Шикана — последовательность поворотов.
  • Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.

Э

  • Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.

Ссылки

  • Glossary(англ.) - Словарь терминов на официальном сайте Формулы 1
  • Formula One Glossary(англ.) - Глоссарий автогоночной терминологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Квалификационный турнир третьего дивизиона чемпионата мира по хоккею с шайбой
  • Квалификация сейсмостойкости

Смотреть что такое "Квалификация (автогонки)" в других словарях:

dic.academic.ru

драйвер - это... Что такое Рента-драйвер?

 Рента-драйвер

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.

А

  • Алеба́рда — то же что леденец.
  • Аллея победы (англ. Victory Lane) - зона в инфилде овальной трассы, где победитель гонки после финиша заводит свой автомобиль и где производится его чествование (применительно к США).
  • А́пекс (англ. apex) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота.
  • Апрон — внутренняя, плоская часть овальных трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не имеет права совершать обгон.

Б

  • Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на овальных треках, когда находящиёся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
  • Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
  • Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
  • Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идет в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

В

  • Вре́менная трасса — трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.

Г

  • Гра́унд-эффе́кт (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
  • Грув (англ. groove) - 1) то же, что псевдослик. 2) В Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, благодаря которой сцепление с трассой повышается.

Д

  • Джентльмен-драйвер (gentleman-driver) — транскриб английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Дра́фтинг — см. Слипстрим.
  • Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Введена Дэном Герни в 1968 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.

З

  • Закры́тый парк (фр. parc fermé): специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

К

  • Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
  • Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков.
  • Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.
  • Ко́кпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
  • Комиссары — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
  • Коушн (англ. caution) — транскриб английского термина, обозначающего фазу гонки на овальных трассах, когда над всей трассой выбрасываются желтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелотона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок. После чего следует рестарт.
  • Крю-чиф (англ. crew-chief) — транскриб английского термина, обозначающего руководителя бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера.
  • Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).

Л

  • Ледене́ц — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
  • Лоллипо́п (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
  • Лу́чший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. Также Быстрейший круг.

М

  • Ма́ршалы — то же, что комиссары
  • Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
  • Микст, или промежуточная рези́на — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
  • Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Н

  • Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

П

  • Па́ддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
  • Пейс-ка́р (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелотона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
  • Пелото́н, или пелето́н — множество машин, участвующих в гонке.
  • Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
  • Пит-ле́йн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
  • Пит-сто́п (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
  • Пит-уолл — часть пит-лейна противоположная той, стороне, на которой располагаются боксы команд, где находятся командные мостики команд.
  • По́диум — площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним — на «подиумных позициях» (или проще - "подиум"). Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя. Цифра в статистике пилота в графе "подиумы" говорит о финише на одной из первых трех позиций.
  • По́ул-пози́ция, по́ул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.
  • Пра́ктика — см. Свободные тренировки.
  • Прое́зд по пит-ле́йн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».
  • Псевдосли́ки (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1998—2008 гг., и в ГП2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
  • Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
  • Промежу́точная резина — то же, что и микст.

Р

  • Разминка (англ. warmup, некорректно переводится как «прогревочный заезд») — проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
  • Ре́нта-дра́йвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
  • Рингер (англ. ringer) — транскриб английского термина, обозначающего гонщика, специализирующегося на дорожных трассах и приглашаемого владельцем машины на этапы НАСКАР на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачете владельцев машин.

С

  • Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
  • Се́йфти-ка́р (англ. safety car) — то же, что и пейс-кар
  • Сли́ки (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
  • Слипстри́м (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
  • Сплэш-энд-дэш (англ. splash and dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в овальных гонках).
  • Спо́ттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
  • Старт с ме́ста (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.
  • Старт с хо́да (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали шесть гонок: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003, Фудзи-2007, Монца-2008, Шанхай-2009. Также Инди-старт
  • Ста́ртовая пряма́я — 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая „старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
  • Стартовая черта (или стартовая линия, англ. start line) — черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур — там финиш находится позади стартового поля).
  • Ста́ртовое поле (также стартовая решётка, англ. starting grid) — 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
  • Стюарды — то же, что комиссары.
  • Стоп-энд-го́у (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа — от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил. Также называется «Штрафная остановка».

Т

  • Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
  • Трасса — дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).

Ф

  • Фи́нишная пряма́я — 1) Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой. 2) Некорректное, но распространённое название финишной черты.
  • Финишная черта — черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.

Х

  • Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Ш

  • Шикана — последовательность поворотов.
  • Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.

Э

  • Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.

Ссылки

  • Glossary(англ.) - Словарь терминов на официальном сайте Формулы 1
  • Formula One Glossary(англ.) - Глоссарий автогоночной терминологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ренский Борис
  • Рентария

Смотреть что такое "Рента-драйвер" в других словарях:

  • Джентльмен-драйвер — Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч …   Википедия

  • Frank Williams Racing Cars — Не следует путать с Williams Grand Prix Engineering, основанной Фрэнком Уильямсом и Патриком Хэдом в 1977 году и которая известна на сегодняшний день под названием Williams. Frank Williams Racing Cars Руководители Фрэнк Уильямс Пилоты …   Википедия

  • Физикелла, Джанкарло — Джанкарло Физикелла  Джанкарло Физикелла на Гран при Италии 2009 года …   Википедия

  • Джордан (команда Формулы-1) — У этого термина существуют и другие значения, см. Джордан. Джордан …   Википедия

  • Джанкарло Физикелла — Гражданство Италия Дата рождения …   Википедия

  • Физикелла Д. — Джанкарло Физикелла Гражданство Италия Дата рождения …   Википедия

  • Физикелла Джанкарло — Джанкарло Физикелла Гражданство Италия Дата рождения …   Википедия

  • Результаты пилотов Формулы-1 в дебютных Гран-при (2000—2009) — Понятия «дебютный (первый) Гран при» и «дебютная гонка» не тождественны. В прошлом не все гонщики допускались на старт Гран при, поскольку число участников было гораздо больше, чем в последние годы. Поэтому осуществлялся отсев самых медленных… …   Википедия

  • KV Racing Technology — Гоночная команда Дебют 2003 Страна …   Википедия

  • Лейтон Хаус (команда Формулы-1) — Лейтон Хаус Leyton House Racing Руководители …   Википедия

dic.academic.ru

Секреты идеального пит-стопа от Mercedes

Пит-стоп – один из ключевых элементов гонки. Слаженная работа механиков может помочь пилоту отыграть позицию на трассе, а заминка порой приводит к поражению. В Mercedes рассказали о том, что такое по-настоящему хороший пит-стоп...

Чем определяется хороший пит-стоп?

Может показаться, что на пит-стопе всё зависит от скорости. Команды прилагают максимум усилий, чтобы сменить резину за как можно более короткий промежуток времени, но высокая скорость ещё не гарантирует надежность.

Обычно замена четырех колес занимает около двух секунд. Возможность отыграть одну десятую здесь имеет не столь большое значение, как риск допустить ошибку. Если не поставить колесо с первой попытки, события могут развиваться по одному из нескольких сценариев.

Если команда вовремя заметит ошибку, то машина просто больше времени проведет на пит-стопе, пока колесо не будет установлено правильно. Если же пилот тронется с места с плохо закрепленным колесом, но остановится на пит-лейн или вернется в боксы на следующем круге, его ждёт 10-секундный штраф Stop&Go с возможной потерей позиций на старте следующей гонки. При худшем варианте развития событий, колесо отделится от машины и гонщику придется сойти. Команды стремятся смягчить последствия каждого из этих сценариев.

Какое время проведения пит-стопа можно считать хорошим?

Для оценки времени пит-стопа важно учитывать не только тот период, который гонщик провел около механиков. Гораздо важнее время между заездом на пит-лейн и возвращением на трассу – такой подход позволяет наиболее полно оценить процедуру пит-стопа и понять, насколько эффективно сработали команда и гонщик.

Отсчёт, который зрители видят во время трансляции, замеряется режиссёром специальным секундомером, но команды обладают более точными данными. По результатам прошедших гонок сезона, наименьшее среднее время проведения пит-стопа у Mercedes – у нашей команды не было ошибок или потерь позиций из-за смены шин.

Механик Mercedes готовится к пит-стопу

Какие сложности могут возникнуть у команды и гонщиков?

Пит-стоп отлично демонстрирует суть Формулы 1, как командного спорта. Гонщик должен остановиться в определенном месте – допустима погрешность не более половины диаметра колеса, другими словами – не больше длины офисной линейки. Нужно остановиться со скорости 80 км/ч, не допустив блокировки колес. Нужен феноменальный уровень мастерства.

Механики должны сохранять спокойствие в условиях сильнейшего прессинга. Они опускаются на асфальт и ждут, когда в нескольких сантиметрах проедет машина с той же скоростью, с которой грузовик едет по шоссе.

Механики, обслуживающие машину, не меняются в зависимости от того, какой гонщик готовится провести пит-стоп. Это сотрудники, выполняющие разные функции по ходу гоночного уик-энда, но они должны иметь прекрасную физическую форму и проводить тысячи тренировок пит-стопов по ходу сезона.

Для быстрого, безошибочного и безопасного пит-стопа необходимо полное доверие друг другу и слаженность действий. Когда механики на пит-стопе уверены в своих коллегах, они работают быстрее. Надежность укрепляет уверенность, а уверенность повышает скорость.

Как гонщик влияет на эффективность пит-стопа?

Есть три основных фактора. Во-первых, насколько точно гонщик сбросил скорость перед линией ограничения скорости на пит-лейн. Если затормозить слишком рано, скорость в момент её пересечения окажется ниже оптимальной, если слишком поздно – выше.

Второй фактор – остановка перед механиками. Гонщик должен остановить машину точно около отметок. Если остановиться хотя бы на 30 сантиметров дальше, можно потерять до восьми десятых. И, наконец, важно правильно тронуться с места, без потери времени.

Почему ошибка гонщика на торможении перед механиками приводит к потере времени?

Если гонщик не доехал или переехал точку остановки, то команде нужно время, чтобы скорректировать свои позиции относительно машины. В худшем случае это приводит к серьезной потере времени.

Мы уже говорили, что 30 сантиметров – это довольно большая неточность, которую механик не сможет скорректировать, просто подвинув руку. Механик с гайковертом может достать до колесной гайки только в том случае, если она расположена не дальше 15-20 сантиметров. Иначе ему приходится вставать с колен и занимать новую позицию, а на это нужно время.

Нико Росберг

Какие еще факторы могут влиять на время пит-стопа?

Один из таких факторов – ограничение скорости на пит-лейн. На некоторых трассах скорость ограничена 60 км/ч вместо привычных 80 км/ч. В Мельбурне длина пит-лейн 289 метров, но из-за ограничений в 60 км/ч потеря времени составляет 21 секунду. В Монреале пит-лейн 417 метров, но благодаря ограничению скорости в 80 км/ч потеря времени составляет всего 17 секунд. В гонках, где стратегия имеет определяющее значение, это один из ключевых факторов.

В зависимости от позиции на трассе, на некоторых автодромах выгоднее проехать больше кругов на изношенных шинах, чем совершить дополнительный пит-стоп. На трассах, где времени на пит-лейн теряется не так много, как в Канаде, возможны различные варианты.

Нужно учитывать и сцепление с асфальтом на пит-лейн. Лучшее сцепление – в Сингапуре, где организаторы наносят на асфальт материал, похожий на песок, а затем покрывают его краской. В результате возникает эффект "наждачной бумаги" – сцепление очень высокое.

На других трассах, которые используются не так часто, в начале уик-энда уровень сцепления может быть недостаточно высоким. По ходу уик-энда он растет, но иногда пилоты специально допускают пробуксовку перед местом остановки, чтобы на асфальте остался слой резины, который в следующий раз поможет улучшить сцепление.

www.f1news.ru

Болид (автоспорт) - это... Что такое Болид (автоспорт)?

 Болид (автоспорт)

Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений.

А

  • Алеба́рда — то же что леденец.
  • Аллея победы (англ. Victory Lane) - зона в инфилде овальной трассы, где победитель гонки после финиша заводит свой автомобиль и где производится его чествование (применительно к США).
  • А́пекс (англ. apex) — точка гоночной траектории, ближайшая к внутренней стороне поворота.
  • Апрон — внутренняя, плоская часть овальных трасс, отделяющая наклонный бэнкинг от внутренней части трассы (инфилда), на которой расположен пит-лейн. Апрон используется гонщиками для съезда с бэнкинга и движения к пит-лейн для совершения пит-стопа. От бэнкинга отделяется белой полосой, заезжая за которую, гонщик не имеет права совершать обгон.

Б

  • Бамп-драфтинг — приём, используемый в гонках на овальных треках, когда находящиёся в слипстриме пилот ударяет бампером идущего впереди гонщика с целью придания ему дополнительного ускоряющего момента, в результате чего обе машины едут быстрее.
  • Бо́ксы — помещение на гоночной трассе, отведённое для работы с автомобилем во время тренировок, испытаний и гонок. В боксах проводится подготовка машины к выезду на трассу, включая оперативный контроль её параметров, настройку подвески, элементов аэродинамики и т. п., а также проведение ремонтных работ, возможных в полевых условиях. Боксы объединены в комплекс, вместимость которого (количество рабочих мест, площадь и обеспечение которых регламентированы специальными требованиями, предъявляемыми FIA) — одна из характеристик автодрома, от которой зависит тип лицензии, позволяющей проводить соревнования или другие мероприятия того или иного уровня. К боксам относят и пространство, расположенное непосредственно перед ними — пит-лейн, на котором автомобиль останавливается во время пит-стопа.
  • Боли́д — гиперболизированное определение гоночного автомобиля, введённое журналистами по ассоциации с раскалённым небесным телом (метеор, болид), стремительно рассекающим небосклон и исчезающим за горизонтом.
  • Большой шлем — (по аналогии с теннисом) достижение гонщика, показавшего лучшее время круга в квалификации и гонке, лидировавшего в гонке от старта до финиша и одержавшего в ней победу. Большой шлем считается исключительным достижением в Формуле-1, хотя за него не дают ни очков, ни иных наград.
  • Быстрый круг, боевой круг — круг в квалификации, который гонщик идет в максимально возможном темпе, стремясь показать наилучший результат. По итогам квалификации (по лучшему из быстрых кругов) определяется расстановка на старте гонки.

В

  • Вре́менная трасса — трасса, не являющаяся специализированным автодромом. Временные трассы прокладывают на дорогах общего пользования, рулёжных дорожках аэродромов и в других подобных местах.

Г

  • Гра́унд-эффе́кт (англ. ground effect) - эффект, при котором под днищем автомобиля создаётся область пониженного давления воздуха, что увеличивает прижимную силу.
  • Грув (англ. groove) - 1) то же, что псевдослик. 2) В Америке так называется наезженная траектория, покрытая отработанной резиной с покрышек, благодаря которой сцепление с трассой повышается.

Д

  • Джентльмен-драйвер (gentleman-driver) — транскриб английского термина, также имеющий хождение и в русском языке, и обозначающего непрофессионального водителя, оплачивающего своё участие в гонках и участвующего в них для удовольствия, нередко в собственной команде и на собственной машине.
  • Дождева́я рези́на — шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку даже в дождь. Дождевые шины выполняются из особо мягкого компаунда и снабжаются глубокими частыми канавками для отвода воды. Также рассматривается смягчённый вариант дождевой резины — микст, с более редкими канавками. Дождевая резина используется реже, чем микст, так как обычно в случае сильного дождя гонку приостанавливают.
  • Дра́фтинг — см. Слипстрим.
  • Дубль — ситуация, когда на финише гонки первые два места занимают пилоты одной команды. Иногда дублем называется достижение гонщика, завоевавшего поул-позицию и выигравшего гонку (ср. хет-трик, большой шлем).
  • Душ из шампа́нского — на подиуме после награждения кубками и гимнов в честь победителя и команды победителя пилотам вручаются бутылки с шампанским и они, взболтав его, поливают друг друга и других участников процесса, отмечая, таким образом, успешный финиш в гонке. Введена Дэном Герни в 1968 г. после победы в гонке 24 часа Ле-Мана.

З

  • Закры́тый парк (фр. parc fermé): специально отведённое место на автодроме, где действует особый режим работы с гоночными автомобилями, исключающий их обслуживание за исключением особо оговоренных случаев и процедур. Машины переводятся в закрытый парк непосредственно после заездов (гонок и, в некоторых сериях, квалификаций) для проведения технической инспекции, цель которой — убедиться в соответствии машин требованиям технического регламента.

К

  • Квалифика́ция — соревнование участников перед гонкой, которое определяет положение гонщиков на стартовом поле. Обычно квалификация заключается в том, что гонщики проезжают один или несколько кругов по трассе, не соревнуясь друг с другом напрямую, но пытаясь показать наилучшее время прохождения круга.
  • Классифика́ция — итоговый протокол, в котором указываются пилоты, прошедшие не менее определённого процента дистанции гонки (для Формулы-1 — не менее 90 %). Не вошедшие в классификацию гонщики не считаются финишировавшими и не получают очков.
  • Клетчатый флаг — флаг, который показывается гонщикам на финише. См. Гоночные флаги.
  • Ко́кпит (англ. cockpit) — открытая кабина гоночного автомобиля, в которую гонщик залезает сверху (например, в Формуле-1).
  • Комиссары — обслуживающий персонал гонки. В их задачу входит сигнализация пилотам с помощью предупреждающих флагов, эвакуация разбившихся машин, обеспечение чистоты трассы и безопасности. Как правило, бригада комиссаров обслуживает все гонки на отдельной трассе, а не все трассы серии.
  • Коушн (англ. caution) — транскриб английского термина, обозначающего фазу гонки на овальных трассах, когда над всей трассой выбрасываются желтые флаги и на трассу выезжает автомобиль безопасности. После сбора пелотона работники трассы могут приступить к аварийно-спасательным работам и приведению трассы в порядок. После чего следует рестарт.
  • Крю-чиф (англ. crew-chief) — транскриб английского термина, обозначающего руководителя бригады, обслуживающей одну машину. Объединяет в себе функции шеф-механика и гоночного инженера.
  • Круг возвраще́ния в бо́ксы — круг в квалификации, на котором пилот в спокойном темпе возвращается в боксы (как правило, проехав свой быстрый круг и показав квалификационное время).

Л

  • Ледене́ц — табличка, которой механики на пит-стопе отдают команды гонщику. Названа так из-за своего внешнего вида, по аналогии с конфетой на палочке.
  • Лоллипо́п (англ. lollipop — леденец) — человек, который держит леденец на пите и отдает приказания всей команде механиков, обслуживающих машину пилота
  • Лу́чший круг — самый быстрый круг в гонке, то есть круг, который какой-то пилот (автор лучшего круга) проехал за наименьшее время среди всех гонщиков и всех кругов в гонке. Также Быстрейший круг.

М

  • Ма́ршалы — то же, что комиссары
  • Маши́на безопа́сности — то же, что и пейс-кар.
  • Микст, или промежуточная рези́на — Шины специальных состава и конструкции, которые позволяют проводить гонку в условиях мокрой трассы или лёгкого дождя. Шины типа «микст» являются средним между сликами, предназначенными для абсолютно сухой трассы, и дождевыми, которые используются в условиях сильного дождя.
  • Монокла́сс — класс автогонок, в котором разрешены автомобили только одной определённой спецификации, как правило, одного производителя. К таким относятся, например, А1 Гран-при или Формула Русь.

Н

  • Нон-стоп — тактика пит-стопов, заключающаяся в отсутствии таковых. В настоящее время практически не употребляется.

П

  • Па́ддок — специальное место, служащее для развертывания моторхоумов команд и пребывания высокопоставленных личностей.
  • Пейс-ка́р (англ. pace car), или машина безопасности — специальный автомобиль, который выезжает на гоночную трассу в экстренных случаях для того, чтобы снизить скорость пелотона. Это происходит обычно в случае аварии одного из автомобилей, когда требуется время, чтобы убрать опасные обломки с трассы. Во время присутствия на трассе машины безопасности пилоты не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар (за исключением специально оговоренных в правилах случаев), в связи с чем вынуждены придерживаться сравнительно медленного темпа последнего.
  • Пелото́н, или пелето́н — множество машин, участвующих в гонке.
  • Пило́т — то же, что и гонщик, водитель гоночного автомобиля.
  • Пит-ле́йн (англ. pit lane) — часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы. Обычно, заезжая на пит-лейн, гонщик обязан снизить скорость согласно ограничениям данной гоночной серии.
  • Пит-сто́п (англ. pit-stop) — остановка автомобиля на пит-лейн, во время которой машину могут дозаправить, сменить резину, произвести ремонт и т. д. согласно нуждам пилота и правилам данной гоночной серии.
  • Пит-уолл — часть пит-лейна противоположная той, стороне, на которой располагаются боксы команд, где находятся командные мостики команд.
  • По́диум — площадка, на которой производится чествование победителя, а также двух других гонщиков, пришедших вслед за ним — на «подиумных позициях» (или проще - "подиум"). Обычно пилотам на подиуме вручаются кубки, а затем гонщики устраивают душ из шампанского. В США подиумы могут предназначаться только для победителя. Цифра в статистике пилота в графе "подиумы" говорит о финише на одной из первых трех позиций.
  • По́ул-пози́ция, по́ул (англ. pole position) — первая позиция на стартовой решётке, которую занимает гонщик, выигравший квалификацию.
  • Пра́ктика — см. Свободные тренировки.
  • Прое́зд по пит-ле́йн (англ. drive-through) — один из штрафов, которым карается гонщик за нарушение правил. Смысл его в том, что гонщик проезжает по пит-лейн, с ограничением скорости, принятым в данной гоночной серии. Более мягкий, чем стоп-энд-гоу. В Формуле-1 даётся за пересечение белой линии на пит-лейн и за превышение скорости на пит-лейн. Также «Штрафной проезд».
  • Псевдосли́ки (англ. pseudoslicks) — модификация сликов, отличающая от последних тем, что содержат четыре канавки, параллельные плоскости движения колеса. Псевдослики использовались в Формуле 1 в 1998—2008 гг., и в ГП2 в 2005 г. для искусственного снижения скорости ввиду снижения сцепления шины с трассой.
  • Прогре́вочный круг — в квалификации и гонке круг, который гонщик преодолевает в сравнительно медленном темпе и стараясь нагреть резину шин до оптимальной температуры. В случае если после прогревочного круга надо сразу уходить на боевой круг, значение прогревочного круга заключается и в разгоне на финишной прямой с тем, чтобы начать боевой круг максимально быстро.
  • Промежу́точная резина — то же, что и микст.

Р

  • Разминка (англ. warmup, некорректно переводится как «прогревочный заезд») — проводящаяся после квалификации, но перед гонкой свободная сессия, позволяющая пилотам настроиться на гонку. Разминку обычно проходят на гоночной настройке и с полным запасом топлива.
  • Ре́нта-дра́йвер — пилот, который сам платит команде за участие в гонках (вместо того, чтобы команда платила пилоту). Как правило, рента-драйверами являются богатые люди, состоявшиеся в автогонках, которые желают попробовать себя в более высоком классе гонок (пускай даже за команду-аутсайдера).
  • Рингер (англ. ringer) — транскриб английского термина, обозначающего гонщика, специализирующегося на дорожных трассах и приглашаемого владельцем машины на этапы НАСКАР на дорожных трассах. Его более высокий, по сравнению с регулярным гонщиком, финиш на таких этапах улучшает позицию данной машины в зачете владельцев машин.

С

  • Свободные тренировки — заезды, которые проводятся до квалификации и гонки, позволяющие гонщикам познакомиться с трассой, опробовать машину и подготовить её к гонке.
  • Се́йфти-ка́р (англ. safety car) — то же, что и пейс-кар
  • Сли́ки (англ. slicks) — абсолютно гладкие шины, не имеющие ни канавок, ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. В автогонках в большинстве случаев используются именно слики. Форма сликов представляет собой гладкий тор и является оптимальной для сцепления с сухой асфальтовой трассой. В дождь и на грунтовых трассах применяются протекторные шины.
  • Слипстри́м (англ. slipstream — буквально «скользкая струя») — езда непосредственно за другим автомобилем, в завихрённой зоне. Сопротивление воздуха уменьшается как для едущего сзади, так и (в меньшей степени) для едущего спереди. Слипстрим — важная часть тактики в гонках по овальным трассам, так как позволяет сэкономить топливо и оттянуть пит-стоп, либо разогнаться и совершить обгон. Недостаток езды в слипстриме — сильная недостаточная поворачиваемость, а также сниженное воздушное охлаждение двигателя для идущего сзади.
  • Сплэш-энд-дэш (англ. splash and dash — буквально «плеснул и рванул»), сплэш-энд-гоу — очень короткий пит-стоп, на котором в машину заливается немного топлива (без смены шин). Применяется, если из-за изменившейся стратегии гонщик остался без топлива (чаще всего в овальных гонках).
  • Спо́ттер — в гонках на овальных трассах сидящий на трибуне наблюдатель. Задача споттера — сообщать гонщику путь маневрирования в трафике.
  • Старт с ме́ста (англ. standing start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком (обычно — согласно результатам квалификации). Старт происходит с места и даётся с помощью светофора или иным способом (редко). Также Старт Гран-При.
  • Старт с хо́да (англ. rolling start). Болиды выстраиваются на стартовой решётке в соответствии с некоторым порядком, затем они следуют за пейс-каром в течение круга. Они не имеют права обгонять ни друг друга, ни пейс-кар. Незадолго до окончания круга пейс-кар сворачивает в боксы, а гонщики продолжают ехать без обгонов до конца круга. После пересечения болидом стартовой линии гонка начинается, в частности, даётся разрешение на обгон. В «Формуле-1» с хода стартовали шесть гонок: Спа-1997, Спа-2000, Интерлагос-2003, Фудзи-2007, Монца-2008, Шанхай-2009. Также Инди-старт
  • Ста́ртовая пряма́я — 1) прямой участок трассы от старта и до первого поворота. В кольцевых гонках стартовая прямая совпадает с финишной, и её называют «прямая „старт-финиш“». 2) Некорректное, но распространённое название стартовой черты.
  • Стартовая черта (или стартовая линия, англ. start line) — черта поперёк трассы, с которой даётся старт гонки. Если старт даётся с места, обладатель поул-позиции располагается вплотную к черте. Обычно в кольцевых гонках совпадает с финишной чертой (но есть и исключения, например, Маньи-Кур — там финиш находится позади стартового поля).
  • Ста́ртовое поле (также стартовая решётка, англ. starting grid) — 1) площадка на стартовой прямой, где гонщики выстраиваются перед стартом с места. Порядок мест на стартовом поле (расстановка) определяется по результатам квалификации (реже по результатам предыдущих гонок). Конфигурация стартового поля определятся регламентом различных гоночных серий и техническими возможностями автодрома. Как правило, участники автомобильных гонок выстраиваются в две колонны. При этом обладатель поул-позиции располагается в непосредственной близости от стартовой черты, гонщик, показавший второй результат в квалификации, занимает место с другой стороны трассы, отнесенное на несколько метров назад от первой позиции — и так далее. В некоторых видах автоспорта гонщики располагаются по трое в ряд и/или выстраиваются в шахматном порядке. 2) Документ, публикующийся после квалификации и отражающий расстановку гонщиков на старте. После публикации решётки места на старте фиксируются, и апелляции больше не принимаются; в случае штрафа гонщика смещают на последнее место, а его позиция на старте остаётся вакантной.
  • Стюарды — то же, что комиссары.
  • Стоп-энд-го́у (англ. stop-and-go — «остановись-и-езжай») — штраф, которым гонщик карается за нарушение правил. Пилот заезжает в свои боксы, останавливается там (на время, названное при назначении штрафа — от 0 секунд до нескольких минут) и продолжает движение. Во время остановки с автомобилем нельзя производить никаких работ. В Формуле-1 он накладывается за срезание поворотов, намеренные столкновения и другие грубые нарушения правил. Также называется «Штрафная остановка».

Т

  • Тест-пилот, третий пилот — гонщик, входящий в состав команды, но не принимающий участия в гонках. Его основной обязанностью является испытание машины на тестовых заездах. Тест-пилотами часто являются молодые гонщики, претендующие на будущий переход в основной состав. «Третий пилот» отличается от обычного тест-пилота тем, что участвует в тренировочных заездах перед гонкой и должен быть готов заменить гонщика основного состава в случае травмы.
  • Трасса — дорога, на которой проводится гонка. Трасса может быть как на специализированном автодроме, так и на дорогах общего пользования (временная трасса).

Ф

  • Фи́нишная пряма́я — 1) Прямой участок трассы между последним поворотом и финишем. В кольцевых гонках финишная прямая обычно совпадает со стартовой. 2) Некорректное, но распространённое название финишной черты.
  • Финишная черта — черта поперёк трассы, которую надо пересечь, чтобы закончить круг и/или гонку. Автомобиль считается финишировавшим, когда пересекает черту своей передней частью.

Х

  • Хет-трик — достижение гонщика, выигравшего квалификацию и гонку, и показавшего в ходе гонки лучшее время круга (ср. большой шлем).

Ш

  • Шикана — последовательность поворотов.
  • Шпилька — резкий поворот менее 180 и более 90 градусов, соединяющий две прямые.

Э

  • Эска — связка поворотов в форме латинской буквы S.

Ссылки

  • Glossary(англ.) - Словарь терминов на официальном сайте Формулы 1
  • Formula One Glossary(англ.) - Глоссарий автогоночной терминологии

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Болингброк
  • Болинэймолард Юнайтед (футбольный клуб)

Смотреть что такое "Болид (автоспорт)" в других словарях:

  • Болид (значения) — Болид (метеор) яркий метеор, имеющий заметные угловые размеры. Болид (автоспорт) гиперболизированное название гоночного автомобиля. Радио Болид радиостанция Пермского края, вещающая на частоте 88,00 FM. В Викисловаре есть статья «болид» …   Википедия

  • Силуэт (автоспорт) — Форд Капри Группы 5 чемпионата DRM …   Википедия

  • Шикана (автоспорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Шикана. Шикана «Форд» на трассе Ле Ман Шикана (фр.  …   Википедия

  • Классификация (автоспорт) — Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч …   Википедия

  • Пилот (автоспорт) — Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч …   Википедия

  • Подиум (автоспорт) — Список терминов, связанных с автогонками, и их кратких определений. # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч …   Википедия

  • Superleague Formula — Болид футбольного клуба Rangers F.C. Болид футбольного клуба PSV Eindhoven. Суперлига Формула (англ. Superleague Formula)  новый автогоночный чемпионат, основанный в 2008 году, в котором принимают участие команды, представляющие самые известные… …   Википедия

  • Международная Формула Мастер — Болид серии Международная Формула Мастер (англ. International Formula Master, IFM)  …   Википедия

  • Формула Мастер — Болид серии Международная Формула Мастер (англ. International Formula Master, IFM)  юниорская автогоночная серия, созданная в 2007 году в качестве «гонок поддержки» для Чемпионата мира по автогонкам в классе Туринг (WTCC). Создатель первенства … …   Википедия

  • Россияне в автоспорте — Президент России Дмитрий Медведев у стен Московского Кремля 28 января 2009 года встречает команду КамАЗ Мастер , выигравшую Ралли Дакар 2009 года. На данный момент Россия не имеет значительных достижений в мировом автоспорте, кроме многочисленных …   Википедия

dic.academic.ru

«Классика» для выносливых. Как в России появился новый вид народных гонок

Я сижу в машине, притянутый спортивными ремнями, в ожидании старта. Вокруг — еще множество таких же потрепанных с виду, но быстрых по сути Жигулей и Ижей. Для большинства их пилотов это тоже первый в жизни массовый старт. Поэтому мандраж висит в морозном воздухе, смешанный с парами выхлопа. Последняя проверка: ремни затянуты, температура в норме, хронометраж включен, бензин… Бензин долить забыли! Взмах стартового флага! Теперь главное — дотянуть до пит-стопа…

За годы кризиса в российском автоспорте четко наметилось несколько тенденций. Во-первых, из-за финансовых затруднений многие участники выбирают более бюджетные зачеты вместо топовых. А во-вторых, растет популярность так называемых длинных гонок — соревнований на выносливость, именуемых международным словом endurance. К последним можно отнести и монокубок MX5Cup, и даже полноценные четырехчасовые марафоны Russian Endurance Challenge. И в любительских гонках все очень похоже, особенно в зимний сезон!

Несколько лет назад руководству автодрома KazanRing пришла в голову идея разнообразить формат привычных любительских ралли-спринтов и добавить в них немного очной борьбы. Так родилась первая на тот момент любительская командная гонка на ледовой трассе под названием Endurance’45. Почти как «24 часа Ле-Мана», но только «45 минут Казани»!

Новый формат для любителей оказался невероятно притягательным: уже к следующей зиме набралось участников на небольшой чемпионат из четырех этапов. А рецепт успеха состязаний был прост. Трасса — кольцевая ледовая. Длительность заезда — от 40 до 90 минут. В течение этого времени участникам необходимо заехать на один обязательный двухминутный пит-стоп. За эти 120 секунд можно не только перевести дух или дозаправиться, но и произвести смену водителя — ведь, как и в профессиональных длинных гонках, в экипаже могут выступать несколько пилотов. Экипаж, который первым проехал большее число кругов за обозначенное время, считается победителем.

Гонки в Казани проходили не только днем, но и ночью

Гонки в Казани проходили не только днем, но и ночью

Просто? Очень даже просто! Но на деле оказалось, что эндуранс — это именно то, чего ждали многие любители, которым порядком поднадоели привычные заезды в формате time attack. Ведь в гонках на время большая часть соревновательного дня проходит в ожидании своих заездов длиной в пару-тройку зачетных кругов, при этом каждый участник едет только сам против себя без ощущения соперника, висящего на заднем бампере.

В гонках на выносливость все наоборот! Ключевое — это полноценная борьба на трассе. Поначалу пилотам давали старт с небольшим гандикапом, чтобы обеспечить безопасность в первом повороте, но позже, увидев адекватность участников, стали устраивать и массовые старты. Ведь в эндурансе хороший результат обеспечивает стабильность и расчетливость, а не бездумный риск. Да, контакты между автомобилями бывают, но пилоты понимают, что важнее сохранить хороший темп и привести машину к финишу целой. Хотя каково это не ввязаться в схватку, когда соперник уже несколько кругов не пропускает тебя, явно уступая по темпу! Конечно, преднамеренные контакты запрещены регламентом, а для всех пилотов действуют базовые спортивные правила обгона — оставлять друг другу место, если автомобили поравнялись.

Первые гонки в новом формате, как я уже говорил выше, прошли в 2014 году на территории ледовой трассы в паддоке КазаньРинга. Следующей зимой пилоты сражались уже на гоночном полотне этого автодрома, но были вынуждены выступать на нешипованных шинах, чтобы сохранить асфальтовое покрытие. Правда, участники слишком растягивались по длинному кругу, что лишало ощущения действительно плотной борьбы.

Так зимой выглядит знаменитый поворот «Штопор» на трассе в Казани

Ну а настоящим успехом стало проведение «длинных» гонок на временных автодромах, размеченных на озерах. Гладкий лед, достаточная ширина, безопасные снежные брустверы и шипованная резина — все это дарит участникам и зрителям эффектные сражения «колесо в колесо» в параллельных скольжениях с брызгами снежной пыли. Ну а распространенность отечественной «классики» тут легко объяснить: таких машин много, их не так жалко повредить. Жигули и Ижи стоят недорого не только по меркам автоспорта, но и в пересчете на обычные деньги. А по удовольствию от пилотажа, а также в части развития водительских навыков у автомобилей с задним приводом просто нет конкурентов.

Многие гонщики из Татарстана предпочитают автомобили марки ИЖ за его управляемость

Минувшей зимой любительские гонки в формате эндуранс прошли уже в нескольких регионах страны. Полноценный трехэтапный чемпионат состоялся на озере в Йошкар-Оле: в нем принимали участие пилоты из Татарстана, Марий-Эл, Чувашии и Кировской области. А в Екатеринбурге пошли еще дальше, сделав отдельные соревнования для автомобилей с задним и передним приводом. Причем в них участвовало и немало именитых уральских пилотов: например, чемпионы страны по ралли Сергей Ременник и Андрей Трухин.

Главное, что отличает эндуранс от других любительских соревнований, — это уже некая причастность к настоящему автоспорту. С одной стороны, все еще доступно широкому кругу гонщиков и позволяет ощутить незнакомый ранее дух соперничества на трассе. С другой — требует определенного уровня навыков и серьезного подхода к подготовке, не в последнюю очередь к ментальной. Азарт начинается с первых кругов и не проходит до конца. При этом важно думать о стабильности, не допускать ошибок и держать максимально возможный ровный темп на протяжении многих кругов в условиях, когда тебе стремится «запилить в дверь» в скольжении десяток других машин!

В гонках на выносливость немаловажен и фактор взаимодействия между членами одной команды. Второй пилот, если он есть, не просто ожидает своей смены в правом кресле, он оказывается очень полезным, информируя о догоняющих соперниках, темпе на круге и оптимальном моменте заезда на пит-стоп. А некоторые участники идут еще дальше — например, используют переговорные устройства в шлемах и приглашают отдельного человека, подсказывающего с пит-лейна общую картину происходящего и дающего советы по тактике. Благодаря современным технологиям многие любители проводят полноценную работу с телеметрией — с помощью смартфона и соответствующего приложения. Про отдельный комплект «боевых» колес, тренировки и поиск настроек перед этапом и говорить не приходится: к этому пришли практически все участники.

В народных длинных гонках появились даже настоящие команды, автомобили которых оформлены в едином стиле

А еще «длинный» формат с обязательным пит-стопом дает возможность играть с тактикой. Например, один из сильных казанских пилотов Максим Горбунов на этапе в Йошкар-Оле после ошибки в квалификации был вынужден стартовать с последней позиции — позади множества медленных машин. Рассудив, что в таком «трафике» потеря времени окажется слишком большой, Максим заехал на обязательную остановку уже после первого круга. Получив затем перед собой чистую трассу, Горбунов смог поддерживать темп на уровне лидеров, что в конце концов привело его на третье призовое место по итогам гонки.

Уровень подготовки техники тоже имеет большое значение, и в этом вопросе подход в разных регионах отличается. Конечно, идеальный вариант — это монокласс, в котором в полной мере проявляются и мастерство, и командная работа. К этой категории можно отнести турнир на арендованных родстерах Mazda MX-5, организованный столичной гоночной академией Sport&Safety. Или чемпионат Canyon Cup на автодроме KazanRing: в нем используются простенькие «каркашенные» седаны Lada Granta Sport. Да и серия Winter Endurance Cup на нижегородской трассе NRing, которая проводится по техтребованиям, близким к кольцевому классу Национальный, — того же поля ягода.

Заезды Кубка MX5 Winter Cup на трассе в Екатеринбурге

Казанский турнир Canyon Cup

Winter Endurance Cup в Нижнем Новгороде

Однако для бюджетных любительских серий подобный формат оказывается не совсем подходящим. Не все участники готовы построить одинаковые автомобили и купить идентичные шины ради участия в одной серии. И даже если желающие находятся, то их обычно оказывается совсем немного…

Поэтому, например, в Йошкар-Оле регламент допускает к старту любые отечественные машины классической компоновки с мотором объемом не более 1700 «кубиков» и на любом «гражданском» шипе. Жигули или Иж-2126? Continental или Nokian? Узкие или широкие шины? Классический восьмиклапанник или «шеснарь»? У участников есть право выбора, ведь каждый из вариантов по-своему хорош на определенной конфигурации трассы и в определенную погоду.

В Йошкар-Оле в гонках на выносливость участвуют и представительницы прекрасной половины человечества

В Екатеринбурге техтребования еще либеральнее и допускают любые заднеприводные автомобили — естественно, тоже на «гражданской» резине. Поэтому здесь встречаются настоящие «монстры» вроде заднеприводной Subaru Сергея Жаркова или ВАЗ-2105 с двигателем и трансмиссией от родстера Mazda MX-5 Максима Ахтямова. К слову, оба этих пилота — руководители курсов контраварийной подготовки, которые своим примером показывают любителям необходимость обучения в подобных школах для повышения водительских навыков.

Nissan Cefiro, Жигули с начинкой от Мазды и Subaru без привода на передние колеса — арсенал уральских пилотов

Большинство участников отмечают, что относительно безопасные «очные» заезды — это именно то, чего не хватало зимним любительским соревнованиям. А успех этого сезона дает надежду, что формат «народных» гонок на выносливость прижился и будет распространяться дальше. Как, например, уже стал невероятно популярным в России зимний дрифт на отечественной «классике». Хотите попробовать свои силы не только в эффектной, но и в эффективной езде? Тогда эндуранс — это для вас!

autoreview.ru


Смотрите также

   

           ПроАвтоСпорт | Все права защищены © 2018 | Карта сайта